ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА "СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ" В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

УДК 37.033 ББК 74.000.514
Шаронова Евгения Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики Чувашский государственный педагогический университет
им. И. Я. Яковлева г. Чебоксары Sharonova Evgenia Gennadievna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Education History, Ethnopedagogics and Yakovlev Studies Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev
Cheboksary
Определение феномена «социально-экологическое» в педагогической теории Definition of "Social-and-Ecological" Phenomenon in Pedagogical Theory
Экология, социология, педагогика тем или иным образом отражают взаимодействие в системе «человек-природа», но плоскости этого взаимодействия различны. Переплетаясь, они порождают новые направления, дисциплины и отрасли экологического содержания. Современная педагогическая наука накопила достаточный опыт социально-экологического образования и воспитания, что позволяет, на наш взгляд, выделить новое направление - социальноэкологическую педагогику.
Ecology, sociology, pedagogics somehow reflect cooperation in the "man-nature" system, but the planes of this cooperation are different. When interlacing they generate new directions, disciplines and industries of ecological content. Modern pedagogical science has accumulated sufficient experience of social-and-ecological education and upbringing, that allows, in our opinion, to distinguish new direction, i.e. social-and-ecological pedagogics.
Ключевые слова: экология, социология, социальная экология, экологическая социология, социальная педагогика, экологическая педагогика, социально-экологическое образование и воспитание, социально-экологическая педагогика.
Key words: ecology, sociology, social ecology, ecological sociology, social pedagogics, ecological pedagogics, social-and-ecological education and upbringing, social-and-ecological pedagogics.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что
нами проанализирован понятийно-терминологический аппарат, позволяющий говорить о новом направлении в педагогической науке - социальноэкологической педагогике, а не просто о социально-экологическом образовании и воспитании как части педагогического процесса.
Научная новизна заключается в определении социально-экологической педагогики как новом направлении в педагогической науке, формирующим человека нового типа по отношению к природной и социальной среде, имеющего социально-экологическое сознание, социально-экологический тип поведения, высокий уровень социально-экологической культуры. Деятельность такого человека направлена не только на сохранение и оптимальное взаимодействие с природной и социальной средой, но и на её восстановление.
Сегодня человек все более отчетливо осознает сложность своего конфликта с законами природы, как в системе внешних взаимодействий, так и в сфере личной жизни. Ученые Н.А. Бердяев, Н.Н. Моисеев, А. Швейцер, А.Д. Урсул, Г.П. Ягодин и др. неоднократно указывали на опасность духовного кризиса, когда интеллект, вышедший из-под контроля нравственности, становится мощным разрушителем гармонии мира. Этот процесс сопровождается распадом социальных идеалов, утратой смысла жизни, ужесточением отношений к природным объектам, ростом прагматизма и агрессивности во взаимоотношениях между людьми. Не понимая и не чувствуя связи «всего со всем», человек отчуждается от окружающей действительности.
Изменения природной среды, произошедшие из-за деятельности человека, стали сказываться на самых различных сторонах общественной жизни. Произошло переплетение социальных и природных систем на нашей планете, сформировались системы особого класса - социально-экологические системы (социоэкосистемы). Для реализации концепции устойчивого развития в системе “общество-природа” необходимо формирование нового типа мышления всех членов общества - социально-экологического мышления. В современной педагогической теории существует новое направление экологического образования и воспитания личности - социально-экологическое. Необходимость разработки данного направления обусловлена объективными причинами и противоречиями, создавшимися в современном мире в связи с глобальным изменением климата, нарастанием экологических проблем. Требования общества к личности
сегодня имеют совершенно иной статус взаимодействия. Экологопедагогическая общественность настаивает на том, что особый упор во взаимоотношениях «человек - природа» необходимо уделить не просто охране природы и рациональному её использованию (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный), но оптимальному с ней взаимодействию в целях сохранения и восстановления биологического, социального и культурного равновесия (А. М. Галеева).
Для определения сущности и содержания феномена «социальноэкологическое» в педагогической теории необходимо рассмотреть ряд ключевых, базовых дефиниций. Проблемная область исследования позволила нам выделить такие научные дисциплины, как: социология, экология, педагогика, взаимосвязь которых обуславливает возникновение новых смежных научных направлений, отраслей и дисциплин. Сегодня, на стыке данных наук, ученые выделяют социальную экологию, экологическую социологию, социальную педагогику, экологическую педагогику (см. схему), причем существуют различные подходы к определению данных понятий.
педагогика
По определению В. А. Ситарова, В.В. Пустовойтова [6], социальная экология - отрасль науки, исследующая отношения общества и природы, возникла
под влиянием растущих негативных последствий НТР и глобального экологического кризиса. Она анализирует влияние антропогенной, прежде всего, производственной деятельности человека на состояние окружающей среды и на людей, их стиль потребления, социальные практики, здоровье, репродуктивные функции, качество жизни и т. д., используя в качестве основных традиционные понятия «окружающая среда», «охрана природы», «охрана человека». В социально-экологических исследованиях сегодня осуществлен переход от описательного уровня к анализу причин кризиса в отношениях природы и общества, выявление того, что экологический кризис во многом обусловлен недостаточной открытостью общества, что приводит к необходимости выдвижения на первый план изучения экологии - социологического аспекта.
Экосоциология - это, по мнению Г.М. Денисовского, О.Н. Яницкиого, наука о социальных проблемах экологии, то есть о влиянии общества на различные экосистемы, включая и само общество, которое тоже представляет собой в определенном смысле экосистему. И.А. Халий считает, что объектом изучения данной науки являются позиции, действия и взаимодействия социальных, политических, экономических субъектов, так или иначе связанные с изменениями, происходящими в окружающей природной или социализированной среде. Фокус экосоциологии направлен на конкретную сферу - взаимоотношение и взаимовлияние общества и природы, конкретных сообществ и окружающей среды.
Как показывает анализ подходов к определению понятия «социальная педагогика», ученые имеют несколько точек зрения. Одни определяют его как отрасль педагогики (Г.М. Каджаспирова, А.Ю. Каджаспиров, А.В. Мудрик), исследующую социальное воспитание и воздействие социальной среды на воспитание; другие как педагогическую дисциплину (Х. Мискес), изучающую воспитательный процесс во всех возрастных группах; третьи как науку (В.Д. Семенов) о воспитательном влиянии социальной среды; четвертые (Ф.А. Мустаева, Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова) как теорию и практику воспитания, обучения, познания и др.
Следующее смежное направление взаимосвязи наук (см. схему) - экологическая педагогика. В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо [2], разрабатывая подходы к со-
держанию экологической психопедагогики, определяют последнюю как методологическое направление в педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования. Раздел экологической педагогики определяет общепедагогические принципы и методы, а также организационные формы, которые экологической психопедагогикой используются конкретно для решения задач экологического образования. В соответствии с этим, экологическая педагогика представляет собой направление в педагогике, изучающее систему обучения, воспитания и развития личности в процессе рационального взаимодействия с природной средой, ответственного к ней отношения. На сегодня данный раздел педагогики достаточно хорошо разработан. Проблемы экологического образования, воспитания и развития, формирования экологической культуры личности рассматривали И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Сураве-гина и др. И.Т. Суравегина пишет [7], что экологическое образование направлено на усвоение учащимися систематизированных знаний о взаимодействии общества и природы, формирование интеллектуальных и практических умений рационального использования и охраны природы. Оно включает в себя обучение и воспитание учащихся, которые ведут за собой развитие универсального, разностороннего - научного, нравственного, эстетического, экономического, юридического, практического отношений учащихся к природе как объекту труда и среде жизни человека.
Экологическое воспитание в широком смысле представляет собой управляемое многостороннее взаимодействие людей как активных субъектов деятельности с окружающей природной и социальной средой. В процессе экологического воспитания происходит становление субъекта как представителя системы «человек - природа - общество - производство» [3].
К настоящему времени сложились достаточно определенные предпосылки, способствующие выделению феномена «социально-экологическое» в педагогике. Выявлена сущность социально-экологической науки, накоплен богатый историко-педагогический опыт образования в области окружающей среды; существует заинтересованность государства и общества в решении социально-
экологических проблем. На сегодняшний день учеными разработаны и определены сущность и содержание таких понятий, как социально-экологическое образование (В.С. Шилова, А.М. Галева), социально-экологическая культура (В.С. Шилова), социально-экологическое развитие (Е.В. Гончарова), социальноэкологическая направленность личности и деятельности (С.А. Ермолаев, Л.В. Колчанова, В.В. Толмачева), социально-экологический стереотип поведения (Л.Н. Трикула), социально-экологические умения (Л.Т. Шаповалова), социально-экологический опыт (Л.Т. Бельков), социально-экологические представления (Л.В. Шинкарева, В.В. Маркова), социально-экологическая компетентность (О. Е. Перфилова). Рассмотрим некоторые из них.
Социально-экологическое образование предполагает целенаправленный процесс обучения и воспитания личности, подготовленной к установлению оптимальных для данных условий взаимосвязей с природной средой; к ее вхождению в социально-экологические процессы, сознательно направленные на гармонию в отношениях при соблюдении исторически и пространственно обусловленных меры, норм и правил социально-экологических взаимодействий, сохраняющих и восстанавливающих биологическое, социальное и культурное равновесие, сберегающих среду жизни для будущих поколений [10, 12]. Социально-экологическая культура - это научный феномен, отражающий человеческое общество в аспекте его отношения с окружающей средой в процессе непосредственного взаимодействия с ней по поводу использования природных и культурных богатств [10, 68]. Социально-экологическое развитие личности -это процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений личности, происходящих в экологическом сознании ребенка в соответствии с возрастом и под влиянием социоприродной среды, заключающихся в согласованности между экологическими представлениями, гуманно-ценностным отношением к природе, социокультурным поведением в природной среде, позволяющих ребенку гармонично взаимодействовать в системе «человек -природа» и разворачивать доступные ему природоохранные виды деятельности [1,10]. Социально-экологическая направленность личности - это социальное качество личности, заключающееся в согласованности между экологическими
представлениями, гуманно-ценностным отношением к природе, мотивами, носящими социально-экологический характер, а также природоохранной деятельностью [8, 10]. Социально-экологический стереотип поведения предполагает учет законов природы, бережное и рациональное использование природных ресурсов, стремление охранять и всячески содействовать восстановлению окружающей природной среды. Результат данного стереотипа - гармония во взаимоотношениях человечества с природой [9,12]. Социально-экологические представления - это чувственно-наглядные обобщенные образы предметов и явлений природной и социальной действительности, отражающие основные виды и способы взаимодействия человека и общества с окружающей средой [4, 36]. Социально-экологическая компетентность - это личностный феномен, сущность которого состоит в готовности и способности человека субъектно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании социальной ответственности за свою профессиональную деятельность [5,11]. Определение феномена (явления) «социально-экологическое» в современной педагогической теории позволяет увидеть достаточно разработанное направление, которое, по нашему мнению, может быть определено как «социально-экологическая педагогика». Социальноэкологическая педагогика должна развиваться, систематизироваться и обеспечить формирование человека нового типа по отношению к природной и социальной среде, имеющего социально-экологическое сознание, направленное не только на сохранение и оптимальное взаимодействие со средой, но и на её восстановление. Сегодня необходимо проанализировать существующие подходы и концепции к содержанию социально-экологического образования и воспитания, разработать систему социально-экологического образования и воспитания в различных образовательных учреждениях, особое внимание следует уделить формированию социально-экологической культуры самих педагогов и их подготовке к осуществлению данной деятельности.
Библиографический список
1. Гончарова, Г. В. Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук :
13.00.01 / Г. В. Гончарова. - Сургут, 2005. - 39 с.
2. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 1996. - 480 с.
3. Климов, Е. А. Психология. Воспитание. Обучение : учебное пособие для вузов [Текст] / Е. А. Климов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 367 с.
4. Маркова, В. В. Основы формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста / В. В. Маркова, Л. В. Шинкарева // Начальная школа. - 2006. - № 11. - С.34-36.
5. Перфилова, О. В. Развитие социально-экологической компетентности педагога в профессиональном образовании [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / О. В. Перфилова. - Москва, 2007. - 22 с.
6. Ситаров В А. Социальная экология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.
7. Суравегина, И. Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе в процессе обучения биологии [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / И. Т. Сура-вегина. - Москва, 1986. - 216 с.
8. Толмачева, В . В . Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности [Текст] : автореф. .канд. пед. наук :
13.00.07 / В.В. Толмачева. - Челябинск, 2008. - 23 с.
9. Трикула, Л. Н. Формирование социально-экологического стереотипа поведения школьников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.Н Трикула.- Белгород, 2004. - 22с.
10. Шилова, В. С. Социально-экологическое образование школьников: теория и практика. Монография [Текст] / В.С. Шилова. - М. ; Белгород : Изд-во Бел. гос. ун-та, 1999. - 244 с.
Bibliography
1. Deryabo, S.D. Ecological Pedagogy and Psychology [text] / S.D Deryabo, V.A. Yasvin. - Rostov-on-Don: "Phoenix" Publishing House, 1996. - 480 p.
2. Goncharova, G.V. Social-and-Ecological Development of a Child’s Personality in the Context of Humanitarian Preschool Education [Text]: Synopsis of Diss. ... Doctor. of Ped.: 13.00.01 / G.V Goncharova. - Surgut, 2005. - 39 p.
3. Klimov, E.A. Psychology. Upbringing. Education: Textbook for Universities [Text] / EA Klimov. - Moscow: UNITY-DANA, 2000. - 367 p.
4. Markova, V. Foundations of Social-and-Ecological Concepts Forming of Preschool and Primary School Children / V. Markova, L. Shinkareva / / Primary School. - 2006. - № 11 . -P. 34 - 36.
5. Perfilova, O. Development of a Teacher’s Socio-Ecological Competence in Professional Education [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.08 / O. Perfilova. - Moscow, 2007. - 22 p.
6. Shilova, V.S. Schoolchildren’s Socio-Environmental Education: Theory and Practice. Monograph [Text] / V.S. Shilova. - M.: Belgorod: Publishing House of Belgorod State University, 1999 . - 244 p.
7. Sitarov, V.A. Social Ecology: Manual for Higher Pedadodical School Students [Text] / V. A. Sitarov, V. Pustovoytov. - M.: "Academy" Publishing Center, 2000. - 280 p.
8. Suravegina, I.T. Theory and Practice of Responsible Attitude to Nature Forming in the Process of Teaching Biology [Text]: Synopsis of Diss. ... Doctor. of Ped.:: 13.00.01 / I. T. Suravegina. - M., 1986. - 216 p.
9. Tolmacheva, V.V. Senior Preschoolers’ Personality Socio-Ecological Orientation Forming in Labour Activity [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.07 / V.V. Tolmacheva.-Chelyabinsk, 2008. - 23 p.
10. Trikula, L. Schoolchildren’s Socio-Ecological Behavior Stereotype Forming [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.01 / L. Trikula. - Belgorod, 2004 .- 22 p.