БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ САРАТОВСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ В 1880-1917 ГГ

УДК: 266.3(470.44) ББК: 86.372.81-6
Обухович С.А.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ САРАТОВСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ
В 1880-1917 гг.
ObukhovichS.A.
THE CHARITY OF SARATOV OLD-BELIEVERS IN 1880-1917
Ключевые слова: благотворительность, старообрядцы, храм, церковь, богадельня, пожертвование, школа, община.
Keywords: charity, Old Believers, temple, church, almshouse, donation, school, community.
Аннотация: в статье рассматриваются основные формы благотворительности саратовских старообрядцев: пожертвования на строительство храмов и богаделен, их опека и содержание, организация саратовской старообрядческой школы и лазарета.
Abstract:the article considers the main forms of charity Saratov Old Believers: donations for
the construction of temples and almshouses, their Saratov Old Believer schools and hospital.
Благотворительность - религиознонравственная потребность староверов, их жизненное кредо. Известный нижегородский старообрядец-меценат Николай
Александрович Бугров в завещании наследникам так выразил это кредо: «Живите в мире и никого не обижайте, больше всего жалейте нищую братию»1. Традиционными формами
благотворительности старообрядцев были устройство богаделен и пожертвования на строительство храмов.
Однако до 1905 г. старообрядческие общины законом не признавались,и потому они не могли возводить здания и иметь какое-либо имущество. Молитвенные дома строили на имя частного лица под видом фабрик, мастерских или других хозяйственных заведений, а потом регулярно «хлопотали» перед местной гражданской и духовной властью, обеспечивая возможность проведения богослужений в нем. Тем не менее были и исключительные случаи, как, например, постройка храма и богадельни в Саратове в 1882-1883 гг.
Вначале 80-х гг. XIX века старообрядцы Саратова собирались на молитву в церкви, находившейся на
1 Седов, А. Старообрядчество и
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО // СТАРООБРЯДЕЦ. - Н.
Новгород, 1997. - № б. - С. б.
custody and maintenance, the organization of the
Кузнечной улице. Эта церковь представляла собой небольшое помещение, «наполовину почти вырытое в земле и от времени полуразвалившееся»2. Однако «по причине строгого отношения властей того времени» саратовские староверы не решались открыто заявлять о себе. Наконец нашелся благотворитель из среды купцов-старообрядцев - Е.Я. Г орин, который предложил построить на свои средства храм, а также богадельню при нем и сам начал ходатайствовать о них перед министром внутренних дел. В 1882 г., после трагической гибели императора Александра II, Ефим Яковлевич отправился в Петербург и изложил свое ходатайство перед Александром III. Его Величество «благосклонно отнесся к ходатайству просителя и наложил собственноручно милостивую резолюцию «разрешаю»3.
Под богадельню Е.Я. Горин «определил приобретенный им на углу Большой Сергиевской и Введенской улиц каменный двухэтажный дом». Также Ефим Яковлевич передал богадельне
«благоприобретенные им два земельных участка в количестве 2000 с лишком десятин,
2 Саратовская старообрядческая богадельня имени Императора Александра II (По поводу 25-летия ея существования). - Саратов, 1908. - С. 1.
3Там же. - С. 3.
с условием, чтобы арендная плата с них шла на ея содержание». Сверх этого, учредитель положил в Государственное казначейство «капитал в 100000 слишком рублей, предоставив его на вечное время богадельне», с тем чтобы после смерти учредителя проценты с этого вклада поступали на содержание богадельни и храма.
Рядом с богадельней был заложен каменный храм имени Явления Чудотворной иконы Казанской Божией Матери (ныне ул. Чернышевского, д. 199). Строительство было завершено весной 1883 г., и 8 июля того же года храм и богадельня были торжественно освящены1.
3 мая 1883 г. «Высочайше утвержденным мнением Гос. Совета о даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб» было провозглашено: «раскольникам дозволяется творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужения по их обрядам как в частных домах, так и в особо предназначенных для сего зданиях с тем лишь условием, чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочестия и общественного порядка»2. Положение старообрядчества несколько улучшилось. Тем не менее даже тогда «высочайше разрешённый» храм нельзя было украсить крестом.
При жизни Е.Я. Горин «вел расходы непосредственно сам». Своим духовным завещанием он оставил богадельню «городу Саратову с непременным условием, чтобы она была предоставлена в пользование старообрядцам одного с завещателем согласия и чтобы ею управляли избираемые этим же обществом старообрядцев трое попечителей»3. На первое трехлетие по своей смерти завещатель сам назначил попечителями богадельни своих
душеприказчиков: своего усыновленного
1 Саратовская старообрядческая богадельня имени Императора Александра II (По поводу 25-летия ея существования). - Саратов, 1908. - С. 3.
2 Законы о раскольниках и сектантах с
разъяснением Святейшего Правительствующего
Синода и Правительствующего Сената. - Изд. 2-е испр. и доп. - М., 1903. - С. 65.
3 Саратовская старообрядческая богадельня... -С. 6.
племянника Т.В. Горина, а также П.Ф. Тарина и П.И. Кузнецова. В 1904 г. Е.Я. Г орин скончался.
Тарас Васильевич Горин, как и его дядя, опекал старообрядческую церковь, особенно тот приход, что был по соседству с его домом, на углу Приютской и Царицынской4. Старообрядческая
Косьмодамианская церковь на Приютской улице (теперь ул. Комсомольская, д. 44-46) была построена в
1841 году. На средства Т.В. Горина храм был перестроен, после чего принял вид, дошедший до наших дней.Тарас Васильевич давал большие суммы на обустройство и содержание храма, так что этот самый большой в Саратове старообрядческий приход называли «горинским»5.
Манифест 17 октября 1905 даровал староверам свободу вероисповедания. 25 марта 1906 г., в день Благовещения
Богородицы, с колокольни Казанской церкви раздался первый благовест, «возвещая угнетенному старообрядчеству прекращение
о. «^6
тяжелой годины преследований» .
Одним из важнейших по своим последствиям достижений старообрядчества в первый год свободы было получение разрешения образовывать свои собственные общины-приходы. Указания «о правах общин» были высочайше утверждены 17 октября 1906 года. Со времени внесения общины в реестр она могла: избирать
духовных лиц, настоятелей или наставников, сооружать храмы, молитвенные дома, учреждать богоугодные заведения и школы, приобретать и отчуждать для осуществления целей общины недвижимое имущество (но не более чем на сумму в 5000 руб.). Уже к началу 1910 г. в России было образовано и официально зарегистрировано 1300 общин7.
4 ГАСО (Государственный архив Саратовской области). Ф. 571. Оп. 1. Д. 17. Л. 5.
5 Семенов, В.Н., Семенов Н.Н. Саратов купеческий. - Саратов, 1995. - С. 140.
6Саратовская старообрядческая богадельня... -С. 10.
7Козлов, В.Ф. МОСКОВСКОЕ старообрядчество в ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX В. (ХРАМЫ, МОЛЕЛЬНИ,
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ) //
Старообрядчество в России (ХУ11-ХХ вв.): сб. науч. тр. / отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. - М., 1999. - С. 193.
опись «общин старообрядцев Саратовской губернии, зарегистрированных в 1906 - 1912 гг.» называет пять
старообрядческих общин в Саратове:
1. Приемлющие священство от ГрекоРоссийской церкви (зарегистрирована 14 декабря 1906 г.);
2. Поморского согласия, приемлющие браки (17 февраля1907 г.);
3. Саратовская Горинская, Казанского храма,Белокриницкого священства (21 ию-ня1907 г.);
4. Белокриницкого священства (21 июня 1907 г.);
5. Спасо-Преображенского
храма,поморского законно-брачного
согласия (20 мая 1909 г.)1.
Регистрация старообрядческих общин осуществлялась на основании заявлений. Эти документы проливают свет на состав первых «законных» организаций староверов, называют их председателей, священников, адреса молитвенных домов. Так, учредители саратовской общины старообрядцев, «приемлющих священников от грекороссийской церкви», «передали в общину молитвенный дом, находящийся в г. Саратове, 3-й части, на Приютской улице»2. Под заявлением стоят 68 подписей: Иванова Захара Ефимовича, Артамонова Тихона Федоровича, Васильева Силантия Петровича и других саратовских мещан3.
Примечательно, что текст заявления
содержит фразу: «... желаем учредить
общину. которая в настоящее время принадлежит 20 лицам местных старообрядцев»4. Это противоречие подтверждает тот факт, что
старообрядческие общины существовали и действовали всегда, независимо от
отношения к ним власти, а в 1906 году, будучи признанными правительством, мгновенно «увеличились в размерах» за счет тайных «неотписных раскольников».
21 июня 1907 года «были разрешены» две саратовские старообрядческие общины «Белокриницкого священства»:Г оринская община Казанского храма и Горинская
'ГАСО. Ф. 2. ОП. 1. Д. 10663. Л. 8-25. 2 Там же. - Д. 8976. Л. 1.
3ТАМ ЖЕ. - Л. 9.
4 Там же. - Л. 1.
община Косьмодамианской церкви5.
Членами Горинской общины Казанского храма являлись И. Усачев, К. Голосов, Н. Сукаркин, диакон Ермолай Крайнов, Афанасий Червяков, Александр Червяков, Самсон Быстров6. Во главе другой «Горинской» общины стоял Т.В. Горин.
В первые годы свободы
вероисповедания главным делом всех старообрядческих общин в России становится строительство храмов. На собрании 29 августа 1908 года Саратовская Горинская община постановила:
«Ходатайствовать пред Саратовским губернским правлением о разрешении
построить старообрядческий молитвенный
храм прифабрике «Саратовская
мануфактура» в селе Хмелевке,
Саратовского уезда, для удовлетворения религиозных потребностей находящихся на помянутой фабрике старообрядцев»7. Своим уполномоченным по этому делу община единогласно выбрала купца
Т.В. Горина, которому поручила подать заявление в губернское правление,
представить по данному делу требуемые чертежи и получить разрешение. Прилагался проект на постройку молитвенного дома.
Другое «узаконенное» право, а также и обязанность общины - это опека богадельни. Т.В. Горин, И.Е. Усачев и К.Н. Голосов -попечители Горинской богадельни с 1907 г. В 1908 г., «по поводу 25-летия существования богадельни», были подведены итоги в специально подготовленной брошюре: «число призреваемых за четверть века составило около 400 человек». Число служащих и певчих - «около 100 человек» . Содержание призреваемых и служащих при богадельне и храме, согласно отчетам, выражалось ежегодно в размере приблизительно 7000 рублей.
В 1888 г. на месте старого храма (на ул. Кузнечной) старообрядцы во главе с купцом Уваровым построили новый храм имени Покрова Богородицы. Позднее в этом храме располагалась кафедра Саратовского епископа
5 ГАСО. Ф. 656. ОП. 1. Д. 1241. Л. 1.
6 Там же. - Л. 1-4.
7 Там же. - Л. 3.
8Саратовская старообрядческая богадельня. -С. 7.
белокриницкой иерархии. Потому храм называли Кафедральным, а в простонародье -«общественной церковью». Главной задачей общины «покровского прихода» с 1908 г. стало сооружение каменной колокольни при храме по проекту архитектора Львова1. Пожертвования собирались «по подписному листу» и личными добровольными вкладами: в 1908 г. «от В.Е. Двумянцева - 500 р., от П.И. Ширяева - 300 р., от Т.В. Горина - 50 р., от И.Е. Усачева - 300 р.»2; в 1910 г. «от Ф.Г. Тумакова - 100 р., от Кузнецова - 50 р.» и т.д.3 т.д. 3 В 1913 г. постройка колокольни была завершена. Здание церкви сохранилось до наших дней (ул. Кузнечная, 43), а колокольня в 30-е гг. XX в. была разобрана.
В течение нескольких лет после Манифеста 1905 года и указа об общинах 1906-го все старообрядчество России было занято организацией общин и строительством храмов. Потом староверы приступили к решению задач в области образования и просвещения своих единоверцев, подготовки учителей и священнослужителей.
5 сентября 1910 года «с разрешения господ Директора и Инспектора народных училищ» было открыто первое старообрядческое училище в Саратове4. Училище располагалось при СвятоТроицком храме общины старообрядцев поморского согласия, по адресу: Никольская улица, д. 73. Содержалась школа на средства общины старообрядцев поморского согласия.
«Отчеты о собраниях Саратовской Свято-Троицкой общины христиан поморского законобрачного церковного общества», публикуемые на страницах старообрядческого журнала «Щит веры», освещают условия и проблемы организации училища. Например, первый вопрос
'Валеев, В. Из истории саратовских церквей. -Саратов, 1990. - С. 160.
2Отчет о приходе и расходе денежный сумм Саратовского старообрядческого молитвенного храма Покрова Богородицы. - Саратов, 1908. - С.
1,5.
3 Отчет о приходе и расходе денежный сумм Саратовского старообрядческого молитвенного храма Покрова Богородицы. - Саратов, 1910. - С.1-
2.
4ГАСО. Ф. 2. ОП. 1. Д. 10263. - Л. 3.
собрания, состоявшегося 9 мая 1911 года, был «О займе на покрытие долгов общины, произведенных при сооружении здания школы»5.
Докладчиком по этому вопросу выступил заведующий школой В.З. Яксанов. Он отметил, что все произведенные постройки, связанные с открытием школы, обошлись общине около 13000 рублей. Из этого доклада мы узнаем также об источниках финансирования строительства здания одной из первых в России старообрядческих школ: «Приступая к
сооружению здания школы, община не имела ни одной копейки наличного капитала. 17 мая 1910 года общее собрание открыло подписку на постройку здания школы, которая дала около тысячи рублей. С разрешения этого же собрания решено было все строительные материалы взять в кредит, на остальные расходы некоторые члены совета предложили сделать «внутренний заем», т.е. предложили в пользование общины без процентов, кто 100 руб., кто 200, кто 1 000 руб. Таким образом, было набрано около 3000 рублей»6.
Обратились также к иногородним одноверцам. Первыми отозвались на воззвание псковские христиане П.Д. и Е.В. Батовы, приславшие 300 рублей. Но потом пожертвования поступали мало, а постройка требовала денег. Только благодаря усердию казначея общины Х.Е. Чуева строительство не было прекращено в самом разгаре. Х.Е. Чуев вкладывал свои средства, и по окончании постройки оказалось, что он израсходовал 2000 рублей своих денег.
Когда приближались платежи по векселям за строительные материалы, все, кому дорого было сохранение школы, «старались в деле покрытия долгов»: вносили свои лепты, собирали пожертвования. Больше всего потрудился в этом Т.А. Худошин, объехавший многие христианские общества с воззванием на
5 Общее собрание Саратовской СвятоТроицкой общины христиан поморского законно-брачного церковного общества // Щит веры. 1911. №. 5. -
С. 556.
6 ТАМ ЖЕ. - С. 557.
покрытие долгов по постройке школы1.
29 августа 1912 г. собрание «единодушно» благодарило попечителя училища и жертвователей на нужды школы. Попечитель
П.И. Соколов «ссужал училище личными средствами во время безденежья и уплатил 86 руб. 20 коп. по счетам за водопроводные и канализационные работы». Трудами Т.А. Худошина в течение одного отчетного года было собрано на содержание училища более 1000 рублей пожертвований от христиан со всей России. «Е.В. Ступин погасил счет на 94 руб.;
Д.И. Клюкин - на 92 руб. 95 коп.; крупные пожертвования внесли А.Ф. Худошина, Е.К. Боброва и Д.Ф. Зонов»2.
В 1913 г. старообрядческий епархиальный съезд на Черемшане близ г. Хвалынск, Саратовской губернии, учредил «Саратовское благотворительное общество старообрядцев, приемлющих
Белокриницкую иерархию»3. Документы общества проливают свет на особенности организации, управления и снабжения благотворительных обществ, богаделенных домов и приютов, учреждаемых старообрядческими общинами в то время.
Устав общества называет его цель:
«оказывать посильную помощь
нуждающимся старообрядцам
(священнослужителям, мирянам, общинам и приходам)». Для достижения этой цели общество:
а) «выдает пособия как деньгами, так и вещами;
б) заботится о помещении больных и неспособных к труду в больницы, приюты и богадельни;
в) открывает приюты, школы,
богадельни и другие благотворительные и просветительские учреждения» .
Устав также определял структуру благотворительного общества, порядок
управления и распределения средств.
Членами общества могли быть только приемлющие священство белокриницкой иерархии старообрядцы без различия пола.
1Там же.
2Щит веры. - 1912. - № 8. - с. 725.
3ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 10843. - Л. 3.
4ГАСО. Ф. 176. ОП. 1. Д. 147. - Л. 4.
Несовершеннолетние, учащиеся, нижние чины, состоящие на действительной службе, а также лица, ограниченные в правах по суду, и административные ссыльные не имели права быть членами
благотворительного общества.
члены общества разделялись на почетных и действительных. Почетные члены избирались закрытой баллотировкой на общем собрании по предложению Совета или как минимум 30 членами общества. Действительные члены общества должны были вносить ежегодно в кассу не менее 2 рублей.
Делами общества заведовали: общее собрание и совет. Все члены общества обладали правом решающего голоса на общем собрании и могли входить в общее собрание и совет со своими предложениями и заявлениями.
Ведению общего собрания подлежали:
а) избрание закрытой баллотировкой членов совета, поверочной комиссии и других должностных лиц и кандидатов к ним;
б) рассмотрение и утверждение отчета и приходно-расходной суммы;
в) рассмотрение вопросов об изменении и дополнении устава общества;
г) рассмотрение жалоб членов общества на действия совета;
е) вообще направление средств и деятельности общества к достижению его основной цели.
О каждом общем собрании совет извещал повестками не менее как за две недели до собрания. В повестке указывали вопросы, намеченные на решение общим собранием5.
Совет избирался из членов общества сроком на три года и состоял из пяти лиц. В число членов совета входил без избрания саратовский старообрядческий епископ. Одна треть совета избиралась из священнослужителей. Совет избирал из своей среды председателя, казначея и секретаря. Для замены членов совета на случай продолжительного отсутствия общее собрание избирало 4 кандидата к ним. Члены совета служили обществу безвозмездно и
5ТАМ ЖЕ. - Л. 5.
отвечали «совокупно» за целостность и правильность расходования капиталов общества.
Совет находился в Саратове и имел печать с названием общества. Заседания совета происходили не менее 2 раз в месяц. В обязанности совета входило: заведывание всеми принадлежащими обществу суммами, имуществами, благотворительными и
просветительскими учреждениями и вообще всеми делами общества; получение членских взносов и пожертвований; рассмотрение поступающих в общество прошений о вспомоществовании; выдача пособий; сношение с разными лицами и учреждениями по делам, касающимся
общества; ведение правильного
счетоводства, предоставление общим
собраниям ежегодных отчетов о своей деятельности и о движении принадлежащих обществу капиталов и денежных сумм1.
Для наблюдения в течение года за правильностью распределения и
расходования средств и проверки целости капиталов общее собрание избирало на каждый год поверочную комиссию (не менее
3 членов) для доклада.
Средства общества составлялись из ежегодных членских взносов,
пожертвований, отказов по духовным завещаниям и других поступлений. они разделялись на основной, запасный и расходный капиталы. Кроме того, учреждались и особые капиталы.
Основной капитал составлялся из 1/10 части членских взносов, пожертвований без особого назначения и из специальных в этот капитал пожертвований. основной капитал оставался неприкосновенным и обращался в государственные или гарантированные правительством «процентные» бумаги, а также по постановлению общего собрания мог быть употреблен на покупку недвижимого имущества.
Запасный капитал образовывался из 1/10 части членских взносов и пожертвований без особого назначения и из специальных в этот капитал пожертвований. Запасный капитал только по постановлению общего собрания мог быть употреблен на
пополнение расходного капитала.
Расходный капитал составлялся из остальных 8/10 частей членских взносов и пожертвований без особого назначения; специальных в этот капитал пожертвований; процентов с основного, запасного и остатков расходного капитала и других поступлений. Капитал этот предназначался для выдачи пособий и для других видов помощи, а также на текущие расходы общества.
Специальные капиталы составлялись из завещанных и пожертвованных сумм с определенными назначениями. Воля жертвователя о назначении таких сумм должна была быть объявлена при самом пожертвовании и впоследствии не могла быть изменяема без согласия общего собрания.
Капиталы общества хранились в Саратовском отделении Государственного банка на текущем счету или в государственных процентных бумагах на имя общества, или в Государственной сберегательной кассе, причем совету предоставлялось право иметь в своей кассе не более 100 рублей.
Принципы организации других благотворительных обществ старообрядцев подобны вышеприведенному образцу. Каждая община, обсуждая на общем собрании проекты «на учреждение и существование» богаделен и приютов, лишь вносила частные дополнения, не меняя общего характера правил.
18 мая 1917 г. «Саратовское благотворительное общество старообрядцев, приемлющих иерархию Белокриницкой митрополии» было узаконено Саратовским губернским по делам об обществах присутствием. В журнале заседания присутствия находим постановление: на
основании выполнения всех требований статей Временного Правительства об обществах «регистрацию общества разрешить, внести его в реестр обществ и союзов по Саратовской губернии»2. Учредителями общества были крестьянин Исидор Евдокимович Усачев, Константин Никитич Г олосов, Амос Яковлевич Червяков, Самсон Иванович Быстров,
:Там же. - Л. 6.
2ГАСО. Ф. 176. ОП. 1. Д. 147. - Л. 15.
Авраам Г аврилович Орлов1.
Первая мировая война добавила новые категории нуждающихся и новые формы благотворительности старообрядцев. 10 августа 1914 г. состоялось экстренное собрание членов Саратовской поморской общины Свято-Троицкого храма. По предложению нескольких членов совета общины постановили собрать по подписке деньги на выдачу пособия семьям христиан-поморцев, призванных на войну. Подписка дала около 200 рублей, которые были распределены по 1 р. 40 к. на каждого члена семьи без различия пола и возраста2. «Обследование семей» было поручено певцам, а раздача денег произведена настоятелем Е.Г. Улановым.
Помощь семьям воинов, оказанная
единовременно, далеко не удовлетворила всех нуждающихся, поэтому «постановлено было вывесить в притворе храма кружку для доброхотных даяний» на помощь семьям воинов. Кроме того, решено было продолжить сбор пожертвований.
Пожертвования деньгами и вещами принимались настоятелем Е.Г. Улановым (при Свято-Троицком храме) и товарищем председателя совета общины Иваном
Терентьевичем Худошиным по адресу: «Никольская ул., близ Немецкой, против памятника Александру II» .
17 августа того же года состоялось другое экстренное общее собрание СвятоТроицкой общины по вопросу об устройстве в Саратове лазарета для раненых воинов. Собрание открылось речью Т.А. Худошина, в которой он привел многочисленные тексты Св. Писания о необходимости христиан помогать воинам, проливающим свою кровь за родину: «На совести каждого из нас, -говорил Терентий Акимович, - принять наших братий, оказать им приют, заботу и ласку, дабы они забыли свои телесные страдания и душевную тревогу о родной семье»4. Решено было открыть подписку на оборудование лазарета. Для сбора
:Там же. - Л. 1.
2 ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ РАНЕНЫХ // ЩИТ ВЕРЫ. 1914. № 8. - С. 814.
3Там же.
4 Саратовский старообрядческий лазарет //
ЩИТ ВЕРЫ. - 1914. - № 8. - С. 814-815.
пожертвований был уполномочен тот же неутомимый Т.А. Худошин. В короткое время было собрано свыше 600 рублей. Кроме того, член совета П.И. Соколов предложил платить из своих средств за помещение под лазарет, нанятое в доме А.В. Чирихиной, напротив Свято-Троицкого храма.
Лазарет был оборудован на 10 кроватей. Много трудов по его оборудованию положено А.Д. Галаниной, Е.К. Бобровой и С.Г. Чуевой, которые «с материнской заботой приготовили все то, что необходимо больному или раненному воину»5. Белье для лазарета было сшито под управлением
А.Д. Галаниной в старообрядческих семьях. После освящения оборудованный лазарет был передан в ведение Городского союза помощи раненым. При лазарете решено учредить попечительство из дам-благотворительниц6.
Так, во время Первой мировой войны старообрядческие общины «общими усилиями» решают проблемы выживания нуждающихся путем благотворительности. Однако к 1917 г., в условиях развала экономики в стране, актуальной стала задача обеспечения пропитанием самих
благотворителей - большинства рядовых членов общин. Тогда в среде староверов в употребление вошло слово «кооперация».
Смысл кооперации - объединение ради достижения общих целей - был понятен и близок каждому староверу. Говоря словами редактора газеты «Голос старообрядческого Поволжья» С. Быстрова, «то, что трудно и почти невозможно достичь одному человеку, сравнительно легко, доступно и по силам товариществу, компании»7. С. Быстров объянял, что, в сущности, кооперативные педприятия - это предприятия, основанные на строго товарищеских началах. Такие предприятия не были новшеством для староверов: большинство предприятий,
основанных предпринимателями-
старообрядцами, опирались на общину, именно на товарищеские отношения внутри
5ТАМ ЖЕ. - С. 815.
6Там же. - С. 816.
7 БЫСТРОВ, С. НАША БЛИЖАЙШАЯ ЗАДАЧА // ГОЛОС старообрядческого ПОВОЛЖЬЯ. - 1917. - № 5. - С. 7.
нее. По этой причине старообрядцы приняли и успешно развивали это новое для России направление в экономике, создавая кооперативные потребительские лавки и потребительские общества. В июле 1917 г. С.И. Быстров развивал идею «организации кооперации среди всех старообрядцев Саратова»1. Вступление в кооператив позволяло староверам, во-первых, покупать по доступной цене хорошие продукты; во-вторых, из прибыли, получаемой от оборота, иметь дивиденд; в-третьих, через «отчисление от получаемой прибыли хотя бы небольшого процента на беднейших из наших братий» вкладывать средства в благотворительность.
Таким образом, документы 1880 - 1917 гг. позволяют сравнить возможности
старообрядческих общин в период «бесправия» (до 1905 г.) и в «десятилетие свободы» (1906 - 1916 гг.). С получением юридического статуса, за короткий
исторический период, эти общины смогли вполне реализовать традиционные цели благотворительности (в том числе и
храмостроительства), а также просвещения.
На примере деятельности саратовских староверов хорошо прослеживаются цели старообрядческих общин по степени их значимости. Во-первых, получение юридических прав, регистрация общин (19061909 гг.), во-вторых, строительство храмов, колоколен (с 1908 г.), в-третьих, организация старообрядческого училища (с 1910 г.). Однако кредо староверов - обязательная помощь нуждающимся - вне этой иерархии целей. Староверы, опекая «престарелых» и «нищую братию», во время Первой мировой войны также находят средства для помощи семьям воинов, раненым.
Проблема оценки благотворительной деятельности старообрядцев других городов Поволжья и России в целом требует дальнейшей разработки. Демонстрация высокого уровня культуры и нравственности семей староверов призваны научить нас уважать опыт, традиции и веру наших отцов
и, подобно им, хранить это бесценное наследие.
:ТЛМ ЖЕ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Быстров, С. Наша ближайшая задача // Голос старообрядческого Поволжья. - 1917.
- № 5.
2. Валеев, В. Из истории саратовских церквей. - Саратов, 1990.
3. ГАСО (Государственный архив Саратовской области). Ф. 176. Оп. 1. Д. 147.
4. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 8976.
5. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 10263.
6. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 10663.
7. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 10843.
8. ГАСО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 147.
9. ГАСО. Ф. 571. Оп. 1. Д. 17.
10. ГАСО. Ф. 656. Оп. 1. Д. 1241.
11. Законы о раскольниках и сектантах с разъяснением Святейшего
Правительствующего Синода и Правительствующего Сената. - Изд. 2-е испр. и доп. - М., 1903.
12. Козлов, В.Ф. Московское старообрядчество в первой трети XX в. (храмы,
молельни, общественные организации и учреждения) // Старообрядчество в России (XVII-
XX вв.): сб. науч. тр. / отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. - М., 1999.
13. Общее собрание Саратовской Свято-Троицкой общины христиан поморского законно-брачного церковного общества // Щит веры. - 1911. - №. 5.
14. Отчет о приходе и расходе денежных сумм Саратовского старообрядческого молитвенного храма Покрова Богородицы. - Саратов, 1908.
15. Отчет о приходе и расходе денежных сумм Саратовского старообрядческого молитвенного храма Покрова Богородицы. - Саратов, 1910.
16. Помощь семьям раненых // Щит веры. - 1914. - № 8.
17. Саратовская старообрядческая богадельня имени Императора Александра II (По поводу 25-летия ея существования). - Саратов, 1908.
18. Саратовский старообрядческий лазарет // Щит веры. - 1914. - № 8.
19. Седов, А. Старообрядчество и предпринимательство // Старообрядец. - Н. Новгород, 1997. - № 6.
20. Семенов, В.Н., Семенов Н.Н. Саратов купеческий. - Саратов, 1995.
21. Щит веры.- 1912. - № 8.