БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КУПЕЧЕСТВА КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В СЕРЕДИНЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКА

УДК 396.5 Р 4 (Р 5): 361.7 (09)
Репина Наталья Владимировна
Костромской государственный технологический университет
jun 1709@yandex.ru
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КУПЕЧЕСТВА КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
XIX век — «золотой век» русской благотворительности. Большую роль в развитии филантропической деятельности сыграло купечество, усилиями которого была создана самая обширная и надежная система благотворительности, когда-либо существовавшая в России.
Ключевые слова: благотворительность, купечество, меценаты, попечительство, пожертвования.
Как система благотворительность начала складываться в рамках государственной .деятельности. В последней четверти XVIII века она осознавалась правительством как компонент политики «просвещенного абсолютизма». И именно в провинции «помощь сирым и убогим» развивалась по всем направлениям.
Религиозная мораль, идея свободы, взаимного уважения и солидарности становились нормой добродетельной жизни. «Благотворительность, - писал В.О. Ключевский, - была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием нравственного личного здоровья» [6, с. 78].
XIX и первая половина XX веков - наиболее яркий период в развитии благотворительности. На этом этапе благотворительность стала приобретать характер частных и общественных добровольных пожертвований. Одновременно изменилась политика государства по отношению к неимущим. Это произошло не только оттого, что репрессиями уже не удавалось удержать низшие слои населения в спокойном состоянии, но и в связи с ускоренным внедрением в общественное сознание гуманистических идей, порожденных эпохой Просвещения, в частности, таких, как природное равенство людей, пробуждение достоинства личности и искоренение грубости нравов через распространение образования и правильного воспитания.
Вклад русских купцов в отечественную науку и образование весьма весом. Собственно, в этой сфере у них был свой интерес: ведь без квалифицированных рабочих, инженеров, строителей невозможно развивать производство. Поэтому именно на купеческие деньги строятся ремесленные и коммерческие училища, институты, организуются курсы для рабочих (например, знаменитые Пречистенские курсы в Москве). Но купцы также финансировали учебные заведения, напрямую не связанные с их промышленной деятельностью: гимназии, университеты, художественные училища, консерватории. В 1908 году в Москве был учрежден Народный университет на средства, завещанные для этой цели золотопромышленником А.Л. Шанявским. Огромный медицинский комп-
лекс на Пироговской, принадлежащий ныне Первому медицинскому институту, создан в основном на частные пожертвования.
Меценатская деятельность проявлялась не только в столицах. Меценатство как социокультурное явление было характерно и для провинциального купечества.
В истории благотворительности Костромской губернии можно выделить целые семьи благотворителей. Особенно часто это явление имело место в купеческих семьях. Зачастую почетные члены обществ и попечители приютов, школ и больниц становились городскими головами и почетными гражданами своего родного города. С их мнением начинали считаться, их дети становились завидными партиями в браке. Постепенно под влиянием ряда факторов изменялся статус российского купечества.
Частная благотворительность в пределах Костромской губернии являлась делом традиционным, имела глубокие корни, ею были охвачены все слои населения. Наряду с церковной, земской и казенной помощью нуждавшимся она всегда органично находила себе место.
В благотворительной деятельности костромскому купечеству принадлежала далеко не последняя роль. Основная масса купцов «не за страх, а за совесть» несла благотворительные расходы. Не было благотворительного налога в государстве, но была традиция, действовавшая строже закона. Купец, пожадничавший на благое дело, навсегда умирал в общественном сознании, дорого обходилась ему не отданная бедным копеечка. Не последнюю роль играло и соблюдение престижа «фирмы». В Костромской губернии известна была своей благотворительностью семья Чумаковых. Купец I гильдии Михаил Николаевич Чумаков был награжден орденом Станислава III степени. Состоя с 1871 г. церковным старостой и с 1877 г. заведуя детским приютом, на пользу церкви и на обеспечение приюта он израсходовал из собственных средств до 69 тысяч рублей [5, с. 38-39].
Масштабы губернии конца XIX в. превосходили размеры Костромской области. Ярким примером благотворительности среди промышленников
324
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2012
© Репина Н.В., 2012
в Нерехтском уезде можно считать Товарищество мануфактур, основанных плесским купцом Иваном Ивановичем Скворцовым. Первая фабрика, устроенная Иваном Ивановичем, находилась в селе Середа Нерехтского уезда, далее дело Скворцовых значительно расширилось, но в 1892 г. Иван Иванович скончался, оставив производство в наследство дочери Матрене Ивановне Павловой. Крупное пожертвование Матреной Ивановной было сделано в Московский университет на устройство здания и библиотеки имени отца, а также она сочла необходимым построить для детей рабочих и служащих фабрики народное училище, израсходовав на его устройство 35 тыс. рублей.
Не оставалось без внимания народное здравоохранение и образование. Середская фабричная больница была выстроена в 1873 г. В 1895 г. там же открылось одноклассное училище, которое в 1897 г. было преобразовано в двухклассное. Оно помещалось в отдельном двухэтажном здании, имело библиотеку с учительским и ученическим отделами, квартиру для учителя, просторный зал для народных чтений. С 1907 г. в селе Середа открылись вечерние курсы для взрослых рабочих. В вечернее и свободное от работы время занятия проводились по однолетнему курсу с рабочими в возрасте от 15 до 50 лет. В селе Писцово тоже многое было сделано для жизни рабочих. Там имелась аналогичная фабричная больница. С 1875 г. открылось мужское, а с 1894 г. женское одноклассные училища. Первое с 1907 г. располагало собственным просторным зданием. При фабрике имелась библиотека-читальня, в ее состав в 1912 г. входило 157 книг духовного содержания, 1147 - по литературе, 173 - по истории, 78 - по географии, 94 - по естествознанию, 84 - по прикладным знаниям, 34 -по экономике и более 60 современных журналов. Всего же в библиотеке насчитывалось 1827 томов [1, с. 22].
Среди знаменитых уроженцев и деятелей земли Ивановской нельзя не назвать купцов Ясюнинс-ких из Кохмы. Не менее половины зданий г. Кох-мы, занесенных в Свод памятников истории и культуры, связаны с этой славной фамилией. Ивановских фабрикантов часто связывали не только деловые, но и родственные отношения. Кохомские купцы Ясюнинские состояли в родстве с семействами Киселевых, Полушиных, Борисовых, Гарелиных.
Активно проявил себя Николай Арсеньевич и на ниве народного просвещения. Первым его опытом в данном направлении можно считать организацию и устройство в с. Кохма женского училища. Благодаря хлопотам Николая Арсеньевича, 26 февраля 1886 г. училище было открыто сначала в наемном помещении, а в 1887 г. переехало в каменное двухэ-тажое здание, выстроенное на земле и на средства как крестьян, так и Ясюнинских. С самого первого
дня существования училища и на протяжении долгих лет его попечительницей была жена Николая Арсеньевича Мария Николаевна, которая не жалела ни средств, ни времени на его обустройство.
В 1888 г. умирает отец Н.А. Ясюнинского Арсений Васильевич, являвшийся почетным блюстителем кохомского мужского двухклассного училища. Старший сын не только берет на себя заботу об училище, но и затевает строительство нового здания для школы. Позаботился он и о доме для учителей, о необходимых надворных постройках. В 1890-е годы Н.А. Ясюнинский являлся членом общества вспомоществования нуждающимся ученикам Шуйского Духовного училища (в 1894 г. им было пожертвовано 60 рублей).
30 сентября 1901 г. открывается Иваново-Вознесенская Торговая школа. Членом Попечительского Совета, а затем и председателем Совета утверждается Н.А. Ясюнинский. Повторно его переизбирают в 1906 и 1910-х годах. Его забота о низших и средних учебных заведениях была оценена по достоинству. По представлению начальства московского Учебного округа распоряжением Министра народного просвещения от 6 декабря 1905 года
Н.А. Ясюнинскому был всемилостивейше пожалован орден св. Станислава 2-й степени.
В 1912 году Н.А. Ясюнинский продолжает решать различные важные вопросы: занимается содержанием, ремонтом и постройкой колодцев в селениях Шуйского уезда по течению реки Уводи, ниже г. Иваново-Вознесенска, хлопочет о преобразовании городского четырехклассного училища в с. Кохме (бывшее мужское двухклассное) в Высшее начальное училище. 2 сентября 1912 г. принимает участие в чествовании столетнего юбилея Товарищества мануфактур И.В. Коновалова с сыном в Москве, 10 сентября избирается председателем на особом Совещании при Совете съездов о сточных водах фабрик и заводов в России [8, с. 82-87].
Почти все меценаты и коллекционеры конца прошлого - начала нынешнего века были купца-ми-старообрядцами. И Щукин, и Морозов, и Рябу-шинский, и Третьяков. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой - они из века в век научились спасать и сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах.
История костромской частной благотворительности изобилует примерами многолетней семейной благотворительной практики и традициями преемственности в деле попечения бедных.
Семья купцов Юдиных из города Чухломы прославила себя долговременной службой на благо родному городу. Иван Иванович Юдин был потомственным почетным гражданином, с 1860 по 1902 гг. служил городским головой и удостоился звания почетного гражданина г. Чухломы [7, с. 21].
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2012
325
По ходатайству И.И. Юдина в Чухломе открылись женское городское училище, богадельня, общественный банк; были благоустроены улицы, разбиты бульвары, налажено уличное освещение. Учитывая тот факт, что подобные Чухломе уездные города находились в плачевном состоянии, многие здания требовали ремонта и реконструкции, благотворительность в градостроительстве являлась наиполезнейшим шагом на пути сохранения лица города, поддержания удобства для его обитателей.
Геннадий Васильевич Юдин, двоюродный брат И.И. Юдина, коллекционер редких рукописей, собиратель библиографической литературы, владелец богатейшей библиотеки в десять тысяч томов, будучи купцом, одновременно издавал журналы и книги. Хорошо образованный, Г.В. Юдин понимал, насколько богата и интересна история Костромского края, и поэтому пожертвовал средства на строительство здания Романовского музея (ныне музей изобразительных искусств в г. Костроме). Примечательно, что ни до этого, ни после 1917 г. в городе не предпринималось строительство специального здания для музея.
Судиславский купец, предприниматель Иван Петрович Третьяков - известная личность в Костромском крае. Миллионер, фабрикант, сын крепостного крестьянина, И. П. Третьяков родился в 1840 г. в селе Жвалово близ г. Судиславля Костромского уезда. Отец Ивана, Петр Федорович Третьяков, вольноотпущенный крестьянин помещика Елагина, в 1845 г. на 500 рублей серебром устроил деревянный кожевенный завод. И уже через год был в числе лучших граждан города. С детства приучая сына к предпринимательству, постепенно отец передал ему все дела.
В 21 год Иван Третьяков, использовав капитал отца, входит в судиславский купеческий мир. Талантливый от природы, И.П. Третьяков сумел вложить свой капитал так, что к 1882 г. в окрестностях Судиславля стояло 40 химических заводов (против одного в 1860 г.) [9, с. 30]. Эти предприятия обслуживали текстильную промышленность от Костромы до Кинешмы. И.П. Третьяков брался за все: в его ведении находились мельницы, фабрики, транспорт, торговля, земля. Он скупал у разорившихся помещиков имения (несколько десятков тысяч), а потом сдавал в аренду другим купцам, а те в свою очередь привозили ему свою овощную продукцию на винокуренные заводы.
Нельзя не отметить его попечительской деятельности. Несмотря на то что И.П. Третьяков не жил постоянно в главном городе губернии, он являлся добросовестным попечителем Мариинского детского приюта в Костроме [3]. Ежегодно им вносились не только членские взносы, но и средства на нужды приюта.
Попечительство учебных заведений - не менее значимая часть благотворительной деятельности И.П. Третьякова. Десятки «третьяковых» делали порой для того или иного учебного заведения гораздо больше, чем это могло сделать государство.
Так, в ноябре 1860 г. в Шуе было открыто женское училище второго разряда. Меценатами в этом благородном деле выступили шуйские купцы А.А. Пошлин и П.А. Борисов, а также купчихи А.И. Попова и А.В. Горелина. В 1871 г. при помощи купечества была открыта мужская прогимназия (неполная гимназия). Она считалась классической, и согласно уставу гимназий выпускникам классических гимназий предоставлялось монопольное право поступления в университеты Российской империи.
В первой половине XIX века энтузиасты стали создавать благотворительные организации для сирот и беспризорников. Наибольшую известность получили те из них, что относились к Ведомству учреждений императрицы Марии. Императрица Мария Федоровна после смерти Екатерины II приняла на себя попечительство над воспитательными домами. Она сумела привлечь на свою сторону многих состоятельных людей. С годами Ведомство императрицы превратилось в крупную организацию; в 1856 г. в ней было 365 учебных благотворительных заведений, а в воспитательных домах и приютах насчитывалось свыше 60 тыс. детей [4, с. 20].
Состоявшийся в марте 1910 г. первый Всероссийский съезд деятелей по призрению отметил наличие в стране 4 762 благотворительных обществ и 6 278 благотворительных заведений [2, с. 25].
В условиях становления новых общественных отношений и распада прежней сословной структуры общества благотворительность становилась формой нравственной и гражданской самореализации, позволяла ощущать единство с нуждами народа, была для многих состоятельных людей формой общественного служения.
Библиографический список
1. Бердова О.В. Из опыта частного благотворения в Костромской губернии // Предприниматели и рабочие России в трудах историков XX в. - Ч. 2. -Кострома: Изд-во КГУ им. Некрасова, 2001.
2. Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1992.
3. ГАКО. Ф. 400. Оп. 1. Д. 210. Л. 1-2.
4. Жукова Л.А. По заветам Марфы и Марии // Родина. - 1996. - № 3.
5. Кивокурцева О. Попечители // Губернский дом. - 1995. - № 5.
6. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М, 1998.
7. Купцы Юдины из Чухломы // Костромская старина. - 1994. - № 6.
326
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2012
8. Павлова Т.В. Благотворители // Альманах 9. Смирнов Ю. Торговое дело купцов Третьяко-
Всероссийского общества охраны памятников ис- вых // Губернский дом. - 1994. - №1. тории и культуры. - 1991. - № 1.
УДК 008-058.232.6«18-19»
Смурова Ольга Вениаминовна
доктор исторических наук Костромской государственный технологический университет
olga-smuro va@mail. ш
СПРАВОЧНЫЕ КНИГИ О ЛИЦАХ, ВЫБИРАВШИХ КУПЕЧЕСКИЕ И ПРОМЫСЛОВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА, КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ОТХОДА КОСТРОМИЧЕЙ НА ЗАРАБОТКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД)
Статья преследует цель показать информативные возможности такого источника, как справочные книги о лицах, выбиравших купеческие и промысловые свидетельства в столице. Исторические аспекты отходничества актуальны сегодня в связи с его реанимацией.
Ключевые слова: отходничество, промысловые свидетельства, торговля, промысловая деятельность, Санкт-Петербург.
Справочные книги о лицах, получивших купеческое и промысловое свидетельство, - незаменимый источник по выявлению персоналий, круга наиболее удачливых крестьян в сфере торговли и промысловой деятельности. Крестьянин, отправлявшийся по торговым и промысловым делам в город, должен был взять свидетельство либо купеческое (1 и 2 гильдий), либо промысловое. Купеческие свидетельства делились на два разряда. Свидетельство 1 гильдии давало право ведения оптового торга, 2-й - розничного торга. Промысловые свидетельства выдавались на мелочный, развозной и разносный торг, на мещанские промыслы и торговым приказчикам [2, т. 1, с. 89-91]. Сведения об этом фиксировались в специальных книгах. По Санкт-Петербургу сохранились книги 1865-1880, 1882-1913, 19151916 гг. По Москве - 1869-1875, 1877-1917 гг. [4].
Однако московские и петербургские книги отличались по информативности. Если по книгам Санкт-Петербурга мы можем узнать уезд и губернию выхода крестьянина, его возраст, как давно он выбирал промысловое или купеческое свидетельство в столице, род занятий, место работы и проживания, то книги Москвы предоставляли более скупые сведения (не указывались социальное положение и губерния выхода).
Для анализа мы выбрали справочную книгу 1913 г. [4], позволяющую прояснить ситуацию перед началом Первой мировой войны, которая, несомненно, внесла в жизнь российского общества новые настроения и видоизменила прежние экономические связи. Автором была осуществлена выборка информации о костромичах. Дальнейшая работа с источником позволила определить количественный, поуез-дный, в некоторых случаях - возрастной состав, род деятельности, место проживания и торговли.
Всего в 1913 г. выбрали свидетельства 30 костромичей, из них - 23 крестьянина и 7 мещан. К сожалению, поуездная характеристика не может быть полной, так как в некоторых случаях (8) была указана только Костромская губерния. Остальные распределились следующим образом. Более всего со-лигаличан - 8, за ними следуют галичане - 5, далее - чухломичи - 4, буевляне - 3, один представитель города Костромы и один - посада Большие Соли. Таким образом, мы видим, что более всего было представителей северо-западных уездов, что подтверждается и анализом других источников [3, с. 23]. Статистическая форма предполагала указание вероисповедания. Однако в 6 случаях ответ на этот вопрос отсутствует, а в остальных 24 - указано православие. Из 30 человек - 4 женщины (Борисова Екатерина Андреевна - крестьянка из посада Большие Соли, Бубина София Ивановна (вдова) - крестьянка из д. Шокша Галичского уезда, Ершова Евдокия Родионовна - крестьянка из Верховской волости Солигаличского уезда и Иванова Василиса Михайловна - мещанка города Буя).
В 12 случаях указан год, с которого выбирается промысловое свидетельство. Самая ранняя дата -1890 г. - Ершова Евдокия Родионовна, что означает, что она проживает в Петербурге уже 23 года. Далее следует 1898 г. - 1 человек, 1899 - 2 человека, 1901 - 1 человек, 1907 - 1 человек, 1909 - 1 человек, 1910 - 2 человека, 1912 - 2 человека, 1913 -1 человек. В ряде случаев значится возраст отходника: 38 лет - два человека, 40 - два, 45 - 1, 47 - 1, 48 - один, 50 - один, 60 - один и 61 - один.
Анализ деятельности этих костромичей в столице говорит о том, что преимущественно они вели торг продовольственными товарами, и более всего - мясом (14 человек; буевляне, солигаличане, чухломичи). Параллельно у некоторых из них су-
© Смурова О.В., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2012
327