СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИИ: АНАЛИЗ ОБЩЕГО РЕАЛЬНОГО СПРОСА

мы банковского надзора и переход на мировые стандарты управления рисками.
Банкам необходимо постоянно отслеживать финансовое состояние заемщиков, объективно оценивать риск невыполнения ими обязательств и стоимость внесенного залога, формировать в необходимых объемах резервы на возможные потери.
В целях развития механизма страхования исполнения обязательств по выданным ссудам необходимо создать надлежащие правовые условия для расширения соответствующих услуг.
Одним из инструментов выявления рисков кредитных операций банков с населением является создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения
индивидуальными заемщиками обязательств перед банками («кредитные бюро»). Кредитные бюро могут формироваться как независимые структуры, работающие в интересах кредитных организаций и их клиентов.
Потребительское кредитование должно стать важным и перспективным направлением развития кредитных операций российских банков. На степень коммерческого интереса кредитных организаций к таким операциям будут влиять: уровень риска, издержки по оформлению и мониторингу кредитов, связанные с необходимостью рассмотрения большого количества кредитных заявок и инвестиционных проектов розничных клиентов, а также стоимость ресурсов, привлеченных кредитной организацией.
М. Г. ЖИГАС
кандидат экономических наук, доцент
СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИИ:
АНАЛИЗ ОБЩЕГО РЕАЛЬНОГО СПРОСА
Исследование любой отрасли экономики требует тщательного анализа спроса. В отношении страхования это связано с несколькими причинами. Основными являются:
1. Деятельность страховых компаний связана с защитой от риска и выполнением социальной функции.
2. Развитие спроса влияет на структуру и поведение страховых организаций на рынке.
Рост страховой деятельности зависит от уровня экономического развития страны; уровня роста доходов и благосостояния населения; потребностей общества в увеличении социальной защищенности и повышении уровня покрытия рисков; изменения отношения населения к страховому продукту.
Под спросом на страховые продукты подразумевается объем премий, который можно получить на определенной географической территории в определенный период времени. Спрос подразделяется на общий реальный спрос и обусловленный спрос. Общий реальный спрос — это спрос, удовлетворенный предложением страховых орга-низаций и отраженный в официальной статистике. Обусловленный спрос делится на активиро-
ванный и потенциальный спрос, где под первым подразумевается спрос, пока еще не удовлетворенный существующим предложением по причинам, зависящим не от содержания продукта, а от того, как этот продукт предлагается. Под потенциальным спросом подразумевается та часть клиентов, для завоевания которой необходимо изменить продукт. При исследовании рынка страховыми организациями на предмет привлечения клиентов необходимо сочетать методологию анализа с целью , которую они ставят перед собой.
Общий реальный страховой спрос (спрос на страховую защиту) может быть определен на основе нескольких показателей:
— масштаба рынка (объем премий и уровень их роста);
— степени проникновения продукта;
— уровня насыщенности рынка;
— составляющих страховых расходов.
При оценке масштаба страхового рынка важными являются объем страховых премий и темпы роста данного показателя. В международной классификации основных страховых рынков по сбору премий Россия не обозначена, однако можно отметить сле-
М. Г. ЖИГАС
дующие данные: по итогам 2001 г. сумма страховых вносов составила около 10 млрд дол., из них добровольное страхование — ровно половину данного объема.
Для сравнения уровня развития национального страхования в экономике и размера конкретного страховщика на рис. 1 представлены данные о ряде крупнейших страховых компаний мира. Как видно, весь российский страховой рынок составляет 5,6% от объема страховых платежей одной французской страховой компании (AXA).
A X A (Франция)
Allianz (Германия)
A s s i c u ra z i o n i Generali (Италия)
A IG (США )
Zurich Financial (Ш вейцария)
C GU (США)
Munich Re (Германия)
Рис. 1. Сбор страховых премий ведущими зарубежными компаниями, млрд дол.
(по данным Forbes Magazine)
Более показательны размеры страховой премии, рассчитанные исходя из курса доллара США: 1993 г. — 889 млн дол., 1994 г. — 2124 млн дол., 1995 г. — 4984 млн дол., 1996 г. — 5485 млн дол., 1997 г. — 5790 млн дол., 1998 г. — 2043 млн дол., 1999 г. — 2180 млн дол., 2000 г. — 3859 млн дол. (рис. 2). Как видно, после определенного подъема, имевшего место на страховом рынке в последние годы, в 1998 г. наблюдался значительный спад, отбросивший его по объему страховых операций на несколько лет назад.
Рис. 2. Динамика сбора страховых взносов в 1993—2000 гг., млрд дол. США
Данные свидетельствуют, что российский страховой рынок обладает потенциалом к своему расширению.
Средний рост премий в 1998-2001 гг. (данные приведены по состоянию на 1.04) составил в 1998 г. — 118,3%, в 1999 г. — 221,8%, в 2000 г. — 179,2%, в 2001 г. — 161,5% при среднем увеличении внутреннего валового продукта на 98,7%, 97,3%, 109,0%, 104,9% соответственно1.
Следующим важным показателем является эластичность спроса, который имеет колебания от 0,899 в 1998 г. до 1,375 в 2000 г. При этом эластичность спроса в страховании ущерба и ответственности позволяет сделать вывод о том, что в ближайшее время произойдет рост в сфере специальных продуктов страхования ответственности и жизни.
Степень проникновения страховых услуг в экономику страны можно вывести из соотношения премии-внутренний валовой продукт. Данный показатель имеет тенденцию роста (рис. 3), но отстает от аналогичных показателей таких стран, как Германия (6,69%), Франция (5,58%), Англия (8,25%).
Рис. 3. Динамика отношения объема страховых взносов к стоимости ВВП в 1991-2001 гг.,%
Однако если вычесть страховые взносы по обязательному страхованию и взносы, приходящиеся на зарплатные и другие схемы, то соотношение страховых взносов и ВВП составит всего лишь 0,5-0,6%.
Средняя величина премий на жителя определяет уровень насыщенности рынка страны, понимаемый как показатель расширения страхового покрытия среди населения. В настоящее время Япония и Швейцария занимают первые места по страховой насыщенности рынка. В Японии эта величи-
0 10 2 0 30 40 50 60 70
на достигает 4000 дол., в Швейцарии — 3000 дол., в США — 2000 дол., тогда как в России в 2000 г. — немногим более 30 дол. Необходимо отметить, что в рублевом выражении эта динамика имеет незначительный рост, а в валютном — снижение.
В структуре расходов российских граждан на страхование приходится лишь 0,36%. При этом, по имеющимся оценкам, услугами страховщиков (за исключением обязательного страхования) пользуются лишь 5-15% граждан, а юридические лица страхуют имущество на сумму, не превышающую в совокупности 5% его общей стоимости. Таким образом, Россия остается среди стран наименее защищенных, а низкий уровень дифференциации составляющих страховых расходов является показателем еще достаточно низкой страховой культуры.
Останавливаясь на проблеме анализа реального спроса на страхование, следует особо отметить факторы, затрагивающие страхование в целом, и факторы, касающиеся премий и видов страхования.
К первой группе факторов можно отнести:
— нормативные и законодательные акты;
— различия на региональном уровне.
Нормативные и законодательные акты
могут как способствовать развитию страхования, так и быть тормозом. Российское законодательство в области социального обеспечения и пенсионной системы отдает приоритет государственным органам, что приводит к двойственному результату: государственная казна пустеет, а потребители продолжают надеяться на государство. Государственная потребность в сборе денежных средств ведет к перекачке ресурсов частных лиц в государственную казну с использованием достаточно опасного механизма спирали государственного долга: долг—проценты—долг. Вместе с тем государство располагает таким мощнейшим инструментом, как налоговая политика и налоговые рычаги.
Различия на региональном уровне оказывают влияние на региональное распределение страховых расходов. В регионах с высоким уровнем доходов выше и уровень расходов на страхование, что подтверждает тезис о том, что страховые услуги
не принадлежат к продукту первой необходимости.
При анализе спроса на отдельные виды страхования (страховые продукты) необходимо учитывать связь между объемом премий и другими экономическими показателями. В страховании ущерба рост премий зависит от:
— роста дохода (ВВП), снижения накладных расходов по обслуживанию полиса;
— соотношения страховые случаи-премии.
С точки зрения спроса эти показатели надо сопоставить с величиной застрахованного имущества и предрасположенностью потребителя относительно качества услуг. С точки зрения предложения необходимо учитывать, какова эффективность компании и каково ее финансовое положение. Соотношение страховые случаи-премии показывает, в какой степени потоки премий возвращаются к страхователям в форме возмещения.
В страховании жизни определяющими факторами являются:
— состояние внутреннего валового продукта;
— уровень инфляции;
— процентные ставки.
Уровень страхования жизни в России находится в настоящее время на очень низкой отметке, поскольку наблюдается инфляционный процесс и высокие процентные ставки. Высокая инфляция, временной фактор и запаздывания в предложении новых страховых продуктов и условий сделали страхование жизни малопривлекательным.
Анализ общего реального спроса и исследование определяющих факторов подчеркивают необходимость учета показателей, влияющих на спрос (например, уровень и распределение доходов) и на предложение (накладные расходы, техническая и финансовая рентабельность, каналы распределения), а также показателей, влияющих на работу компаний (конъюнктура, законодательство, нормативы, степень участия государства в экономике).
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Центральный банк Российской Федерации. Россия. Экономическое и финансовое положение. 2001. Авг.