СТРАХОВАНИЕ ЛЕСОВ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ПРИРОДНОГО РЕСУРСА

ЭКОНОМИКС. 2014. № 1.
^ ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
УДК 368.55
Н.В. Брянцева*, Н.В. Попов**, А.А. Разбиралова***
СТРАХОВАНИЕ ЛЕСОВ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ПРИРОДНОГО РЕСУРСА
Брянцева Н.В., Попов Н.В., Разбиралова А.А. Страхование лесов для сохранения экологической системы и природного ресурса. - Статья.
Леса постоянно находятся в состоянии риска, и сохранение их как экологической системы и природного ресурса, а также гарантированное получение запланированных доходов всегда остается под вопросом. В статье обсуждается наличие организационно-экономического механизма в виде страхования, направленного на сохранение, восстановление и защиту лесов, позволяющего компенсировать возникающие риски, и пути его совершенствования.
Ключевые слова: экологическое страхование, лесозащита, лесопереработка, экологическая экспертиза.
BryantsevaN.V., PopovN.V., Razbiralova A.A. Forest insurance for the conservation of the ecological systems and natural resource. - Article.
Forests are always at risk and saving them as an ecological system and natural resources as well as guaranteed receipt of planned revenues are always uncertain. The article discusses the availability of organizational and economic mechanism in the form of insurance, aimed at the preservation, restoration and protection of forests that can compensate emerging risks, and the ways of its improvement.
Keywords: environmental insurance, forest-protection, timber (wood) processing, ecological assessment.
Брянцева Н.В., Попов М.В., Разбіралова О.А. Страхування лісів для збереження екологічної системи та природного ресурсу. - Стаття.
Ліси постійно перебувають у стані ризику, і збереження їх як екологічної системи та природного ресурсу, а також гарантоване одержання запланованих доходів завжди залишається під сумнівом. У статті обговорюється наявність організаційно-економічного механізму у вигляді страхування, спрямованого на збереження, відновлення та захист лісів, що дозволяє компенсувати виникаючі ризики а також шляхи його вдосконалювання.
Ключові слова: екологічне страхування, лісозахист, лісопереробка, екологічна експертиза.
* Брянцева Наталия Владимировна - заведующая кафедрой гражданского, авторского и экологического права, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ), кандидат химических наук, доцент, г. Москва, Россия.
** Попов Николай Васильевич - заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ), кандидат юридических наук, доцент, г. Москва, Россия.
*** Разбиралова Александра Андреевна - студентка Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (РХТУ); специальность «логистика и управление цепями поставок», г. Москва, Россия.
Сохранение для будущих поколений лесных и земельных ресурсов и радикальное улучшение их экосистемного состояния при одновременном обеспечении гарантированного удовлетворения потребностей является центральной проблемой устойчивого развития лесного и сельского хозяйства и их экосистемного управления. Актуальность и необходимость предотвращения и ликвидации экодеструктивности лесопользования определяется негативными тенденциями в состоянии лесного фонда: падение объема лесозаготовок с 370 млн м3 в начале 90-х годов до уровня 100-120 млн м3 в настоящее время, высокая горимость лесов, снижение качества выполняемых лесохозяйственных работ.
Высоки потери лесного хозяйства от лесных пожаров. Ежегодно сгорают сотни тысяч гектаров леса. Среднегодовой ущерб от лесных пожаров за последние пять лет составил свыше 7 млрд. руб. - имеется в виду потеря только древесного ресурса. При учете ущерба по другим компонентам леса ущербы возрастают на сумму от 50 и более млрд. руб.
Площадь страны, пройденная пожарами в 2012 г., стала самой большой за последние 9 лет и составила, согласно спутниковым данным, более 11 млн гектаров. В официальную статистику большинство лесных пожаров 2012 г. просто не попало: согласно данным Росстата, с января по сентябрь включительно пожарами было пройдено чуть более 2 миллионов гектаров лесных земель (то есть в 5,5 раз меньше, чем по спутниковым данным). «Искажение и сокрытие данных серьезно повлияло на борьбу с ними, - рассказывает руководитель Лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко. - Реальные масштабы пожаров требовали введения чрезвычайной ситуации по меньшей мере в 11 регионах. Это автоматически означало бы введение ЧС межрегионального или федерального характера, с необходимостью мобилизации дополнительных сил и
средств из федеральных резервов. Но этого не было сделано, и достаточных сил для борьбы с катастрофой в горящих регионах не оказалось. Жителям многих сибирских и дальневосточных регионов пришлось месяцами задыхаться в дыму» [13].
Повторение засушливого и жаркого лета неизбежно приведет нас к новой катастрофе с лесными пожарами из-за огромных объемов сухой мертвой древесины, накопленной за последние годы в результате пожаров, ураганов и массового размножения короеда-типографа. Одной из самых острых проблем остается проблема захламления лесосеки отходами деревообработки. Опил, щепа и прочий мусор, который оставляют после себя «лесопользователи», грозит перерасти в еще одно бедствие, грозящее потерей огромных бюджетных денег, но главное - невосполнимыми потерями лесного фонда. В скором времени будут внесены изменения в закон о лесе. Согласно новшествам, ужесточатся требования к лесозаготовителям: отныне отходы лесопиления будет запрещено оставлять на местах лесозаготовки.
Решить эту проблему могут заводы по производству биотоплива, находящиеся в лесных районах Тверской, Ярославской, Кировской, Свердловской, Новосибирской и др. областях страны. На этих предприятиях не только перерабатывают отходы дере-вопроизводства, но и делают из них высокотехнологические инновационные продукты. Так, за 37 лет работы предприятия ООО «БиоХимЗавод» в Кировской области было переработано 95 млн. кубометров отходов лесопиления и лесопереработки. Будь то кормовые дрожжи, пеллеты или биотопливо - основным сырьем для изготовления этих продуктов является опил. Если бы эти отходы оставались в лесах, то вся область покрылась бы 74-сантиметровым слоем опилок [12].
Одной из первоочередных задач развития лесного хозяйства является определение возможных путей решения широкого
круга вопросов, направленных на предотвращение и снижение уровня деградации лесов. Законодательным решением этой проблемы является Лесной кодекс РФ, принятый 04.12. 2006 г., и работа над которым продолжается до настоящего времени [3].
Согласно Лесному кодексу РФ (ЛК РФ):
- использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5);
- леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (статья 6);
- лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8);
- право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством Российской Федерации (статья 9).
Таким образом, ЛК РФ устанавливает, что лесные отношения регулируются лесным законодательством, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ [1, 2], если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами. Следовательно, имущественные отношения в ЛК РФ основываются на представлении о лесных участках как о земельных [11].
Согласно ст. 71 ЛК РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бес-
срочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; гражданам - в безвозмездное срочное пользование и в аренду. Договор аренды лесного участка заключается на срок от 10 до 49 лет, в некоторых случаях использования лесов - на срок от 1 года до 49 лет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
Граждане, юридические лица осуществляют лесопользование при наличии лесной декларации, заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, или договоров купли-продажи лесных насаждений для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.
Речь идет в основном об имущественных отношениях, объектом которых выступает лесной участок либо лесные насаждения. Исключение составляет использование лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и пребывание граждан в лесах.
Право общего пользования лесами возникает на основании ст. 11 ЛК РФ, закрепляющей право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.
Леса, с одной стороны, находятся под постоянным воздействием природноклиматических факторов, с другой - антропогенных, каждый из которых можно
назвать значительным фактором риска. В качестве рисков следует рассматривать: лесной пожар, массовое размножение насекомых-вредителей леса, массовое развитие болезней леса, ветровалы, сброс сточных вод, затопление, подтопление и аварийное загрязнение участков лесного фонда, самовольные вырубки леса, повреждение леса лосями и грызунами и другие факторы.
При сложившихся рыночных отношениях резко возросло число лесозаготовителей, часто не обладающих профессиональным опытом в проведении лесосечных работ. Их основной целью является извлечение максимальной прибыли, что наносит лесному фонду значительный ущерб. К ним относятся: предприятия и организации, в ведении которых находятся железные и автомобильные дороги, в том числе лесовозные, проходящие через лесной фонд; торфодобывающие, нефтегазоразведочные и добывающие предприятия, предприятия, имеющие в своем ведении линии электропередачи, связи, трубопроводы, проходящие по территории лесного фонда; предприятия, проводящие изыскательские работы в лесах в пожароопасный период. Также ущерб лесному хозяйству наносят, кроме юридических лиц, еще и отдельные граждане (в том числе и предприниматели без образования юридического лица), осуществляющие различного вида краткосрочное лесопользование.
Наличие организационно-экономического механизма, направленного, прежде всего, на сохранение и восстановление лесов и защиту экологии, позволяющего компенсировать возникающие риски, весьма необходимо. Важной составляющей такого механизма предотвращения деструктивности пользования и воспроизводства лесных ресурсов на превентивной основе должна стать система экологического страхования.
Экологическое страхование представляет собой совокупность видов страхова-
ния, направленных на создание страховой защиты на случай причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна). Все виды экологического страхования в Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [9].
Единственным законодательным документом из перечисленных [1-7], в котором отсутствует понятие «страхование», является Лесной кодекс РФ [3]. После его принятия в 2006 г. договоры страхования лесов практически перестали заключаться. «Это связано с тем, что собственником лесов сегодня является государство, в бюджете которого затраты на страхование этой собственности не предусмотрены. Есть также незначительная часть леса, используемая арендаторами, они могут заключать договоры страхования, но не делают этого, поскольку в основном лес используется под вырубку, и страхование расценивается ими как лишние необоснованные затраты», - считает Олег Блинков (Росгосстрах) [10].
Имеющиеся теоретико-методические основы формирования экологического страхования требуют конкретизации с точки зрения разработки методических подходов к построению рыночно ориентированной системы обязательного и добровольного страхования применительно к условиям хозрасчетной и сметно-бюджетной системы финансирования лесного и сельского хозяйства.
Страхование леса на корню определяется законодательными актами по страхованию имущества: страховая защита растущих на определенном земельном участке деревьев, которые отвечают определенным требованиям и обладают соот-
ветствующим коммерческим качеством, а также всех деревьев, которые выращиваются в районе восстановления лесного массива. Страховая стоимость рассчитывается на основе фактической цены леса на корню. Страховая защита обычно является ограниченной и распространяется только на такие опасности, как повреждение в результате пожара или удара молнии. Так как большинство пожаров происходит в весенние и летние месяцы, страховая премия по полису считается полностью заработанной, если страховое покрытие постоянно обеспечивается в течение наиболее опасных сезонов года [15]. В страховых компаниях действует программа страхования лесов на случай их гибели в результате пожаров и различных природных стихийных бедствий. Но пока страхование леса пользуется ограниченным спросом: в РОСНО имеется лишь два договора страхования леса в Алтайском крае, а также один договор страхования сеянцев ели в Ленинградской области [10].
Страхование лесов может развиваться как добровольный вид, если в Лесном кодексе будет прописана ответственность арендаторов. Возможно и введение вмененного или обязательного страхования, когда страховой полис является обязательным условием договора аренды леса. При этом мошенничества бояться не следует, так как страховые компании, прежде чем покрыть убытки, будут проверять, является ли событие страховым случаем.
При разработке системы страхования леса удобно ориентироваться на опыт Финляндии, Канады и США. «Однако в этих странах весь лес находится в частной собственности, соответственно, ситуация проще - так как у владельцев леса есть явно выраженный имущественный интерес и они заинтересованы в сохранности своего имущества и страховании леса в добровольном порядке», - отмечает эксперт группы «АльфаСтрахование» Татьяна Тен-никова [10]. Необходимо создание такой
системы страхования леса с участием государства, в которой страховщики отвечают по своим обязательствам по выплате возмещения до определенного уровня, а при превышении этого предела - ответственность несет государство.
Руководитель управления страхования аграрных и природных рисков РОСНО Леонид Голованов [10] полагает, что при создании общероссийской системы страхования она должна быть направлена, прежде всего, на сохранение и восстановление лесов, защиту экологии. «Огромные лесные массивы России поглощают значительную часть парниковых газов, - объясняет эксперт. - Это позволяет говорить и об экономическом значении сохранения лесов: необходимо учитывать запас квот на выбросы парниковых газов, которыми страна может с выгодой распорядиться. Кроме того, сохранение лесов важно и с точки зрения сохранения естественной среды обитания диких животных. Страховая защита в этом случае должна ориентироваться на необходимость восстановления пострадавших лесов, исходя из этого, должны определяться страховое покрытие и порядок расчета убытков».
В последние годы по поручению Президента РФ был разработан пакет экологических законопроектов, многие из которых посвящены усовершенствованию природоохранного законодательства. В декабре 2012 г. первый из этих законов был принят Госдумой во всех трех чтениях. Им стал Закон о защите морей от нефтяного загрязнения. За закон в марте 2012 г. во время акции «Час Земли» Всемирный фонд охраны природы (WWF) России собрал более 120 тысяч подписей. Охраняющий морскую акваторию РФ от нефтяного загрязнения закон вступил в силу 1 июля 2013 г
В ближайшее время WWF России ожидает принятия еще шести экологических законопроектов:
- Закон о нормировании;
- Закон об экологической экспертизе;
- Поправки в закон об особо охраняемых природных территориях;
- Закон по обращению с отходами;
- Закон об ужесточении ответственности за незаконную торговлю и хранение редких животных и растений;
- Поправки в Лесной кодекс, восстанавливающие охрану защитных лесов от промышленных рубок.
«Самым важным является принятие закона о нормировании и связанного с ним закона об экологической экспертизе. Они фактически определят новые правила игры для бизнеса, государства и общественных организаций в вопросе контроля над промышленным и бытовым загрязнением», - считает директор WWFРоссии Игорь Честин [16].
«В числе приоритетных направлений деятельности Минприроды РФ, - сообщил в интервью глава Минприроды С. Донской, - стоит решение одобренной Правительством РФ государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов», которая определяет, что в течение 8 лет на геологоразведочные работы будет затрачено свыше 3 трлн рублей, из них бюджетных - 360 млрд рублей. В части совершенствования нормативной правовой базы предлагается принять поправки в Закон РФ «О недрах», которые сейчас готовятся ко 2-му чтению в Госдуме. Они позволят увеличить сроки геологического изучения недр в удаленных и труднодоступных регионах с 5 до 7 лет, передать субъектам РФ полномочия по согласованию технических проектов разработки общераспространенных полезных ископаемых, выстроить систему оборота геологической информации», - отметил С. Донской [14].
Лесное хозяйство вернулось в систему Минприроды России. «Присоединение лесного хозяйства налагает большую ответственность на министерство, - сказал С. Донской, - и мы будем принимать все необходимые меры для продолжения политики, направленной на сохранение и преумножение лесных богатств нашей страны» [14].
Одно из ключевых направлений деятельности правительства на ближайшее полугодие - это принятие государственных программ, поэтому Минприроды ставит в число первоочередных задачу утверждения государственной программы развития лесного хозяйства. Необходимо совершенствование мониторинга окружающей среды, создание интерактивного взаимодействия между обществом и властью.
Общественные организации активно ведут подготовку национальной лесной политики - это еще один важный системный вопрос. В 2012 г. были приняты законы о некоммерческих организациях (НКО) и митингах, а также поправки в Уголовный кодекс, расширяющие понятия «государственная измена» и «шпионаж». Закон об НКО говорит, что защита животного и растительного мира не входит в понятие политической деятельности. Однако многие другие направления экологической работы - такие, как борьба с загрязнением окружающей среды, изменением климата и даже защита грибов (которые не относятся ни к растениям, ни к животным) - могут стать поводом для присвоения организации статуса «иностранного агента». Законы пока напрямую не коснулись деятельности экологических НКО, но могут быть использованы в любой момент, если станут полезны оппонентам [16].
Сейчас в мире активно используются технологии, позволяющие в режиме онлайн получать информацию от населения о фактах загрязнения окружающей среды. Именно активное участие самих граждан в решении имеющихся экологических проблем способно кардинально изменить ситуацию в этой сфере. Экологи уверены: стране нужны не косметические, а кардинальные изменения лесного законодательства [8]. Когда каждый будет ясно представлять себе суть проблемы, самостоятельно связывать причины и следствия, естественным образом будет сформирована совсем иная среда.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 26.01.1996 №14-ФЗ (действующая редакция). [Электронный ресурс] || Справочноправовая система КонсультантПлюс.
2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №1З6-ФЗ (ред. от 28.07.2012) [Электронный ресурс] || Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
3. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012) [Электронный ресурс] || Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (по состоянию на 18.12.2012). [Электронный ресурс] || Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015-1 (в ред. от 25.12.2012). [Электронный ресурс] || Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
6. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 №102-ФЗ (в ред. от 06.12.2011). [Электронный ресурс] || Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
7. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ (в ред. от З0.12.2012). [Электронный ресурс] || Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
8. Башкатова А. Лесной кодекс попал под инвентаризацию || Независимая газета. З0.08.2010. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: ||www.ng.ru|economics |2010-08-З0|З_^гєб^^1.
9. Брянцева Н.В., Зубковская В.Н. Попов Н.В., Дымов Д.Е. Страхование лесов и проблемы экологии // «Черные дыры» в Российском законодательстве, № 4, 2012, С.48-50.
10. Будет ли страхование лесов в России? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.lesovod.org/ua.
11. Зиновьева О.А. Новое лесное законодательство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cmza.ru/stati/novoe-lesnoe-zakonodatelstvo.html.
12. Мальцев Е. Отходы лесопиления превратить в энергию. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. newsler.ru/archiv/2010/10/07/bhz.
13. Мальцева А. Готовность страны к пожарам ухудшилась // Новые известия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newizv.ru/society/2012-07-24/166962-rukovoditeЫesnogo-otdela-grinpis-rossii-aleksej-jaroshenko.
14. Смольякова Т. Новый глава Минприроды намерен быть открытым для общественности. Интервью с Сергеем Донским / / Минприроды РФ. О выступлении С.Донского с докладом в Госдуме РФ 13 марта 2013 г [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://neftegaz.ru/news/view/108250.
15. Тулинов В.В., Горин В.С. Страхование и управление риском. Терминологический словарь. - М.: «Наука», 2000.
16. Шесть российских тенденций в охране окружающей среды. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. wwf.ru/resources/news/article/10646.
и и и