СТРАХОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 5, ч. 2 Гуманитарные науки 2009
УДК 316.4
СТРАХОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Ф.Р. Закиров Аннотация
Статья посвящена анализу специфики социологического подхода к страхованию. Данное понятие раскрывается в статье как объект социологического исследования. Особое внимание уделяется страховому поведению как виду социального поведения.
Ключевые слова: страхование, социология страхования, субъект и объект страховой деятельности.
Интенсивное развитие отечественной социологии в последнее десятилетие привело к возникновению ряда новых отраслей социологической науки и формированию соответствующих частных социологических теорий, в их числе -социология страхования [1, с. 280].
Становление новой отраслевой социологии было связано с двумя факторами. Во-первых, рынок - это форма межсубъектных отношений с высоким уровнем конкурентности, что определяет рост неопределенностей и рисков в хозяйственной деятельности по мере развития рыночных отношений, а следовательно, и прогресс страхования как одного из наиболее эффективных инструментов минимизации отрицательного потенциала данных процессов. Во-вторых, резкий переход от унитарно-государственной экономики к свободному рынку потребовал коренной реструктуризации всей системы социально-экономических отношений, что дестабилизировало всю систему десятилетиями складывавшихся хозяйственных связей, изменило характер и формы отношений между хозяйствующими субъектами, фактически полностью упразднив в сфере экономики главное завоевание предыдущего исторического периода - уверенность населения и производителей в завтрашнем дне [2, с. 193]. Особое значение в этом плане имеют события 1998 года, когда произошло обвальное крушение замыслов «прорабов перестройки и реформ». Показательно, что за первые три года нового тысячелетия число заключенных договоров добровольного страхования выросло на 10%, а страховая сумма по договорам добровольного страхования увеличилась почти в 2.5 раза [3, с. 329]. Уровень востребованности страхования обществом интенсивно рос.
Возникала необходимость осмыслить происходящее не только в экономическом аспекте, но ив более широком, социально-историческом контексте. В результате именно в этот период в России начинает складываться социология страхования, представления об объекте и предмете данной отрасли социологи-
ческой науки [4, с. 5]. Однако за прошедшие годы развитие социологии, методологии социального познания сделало возможной и необходимой конкретизацию исходных для любого исследования представлений об объекте и предмете научного поиска.
Так, сегодня уже не вполне удовлетворяет запросам теоретического осмысления практики страхования подход к объекту исследования с точки зрения взаимодействия субъектов и объектов страховой деятельности [5, с. 94]. С развитием страхового рынка на нем происходит то же, что и на любом другом рынке: с расширением возможностей выбора потребитель (в данном случае страховщик) перестает быть объектом экономической активности производителя товаров или услуг (страхователя) и становится субъектом-партнером, от поведения которого конечный результат процесса социального взаимодействия в области экономики зависит никак не меньше, чем от поведения производителя [6, с. 297].
Более того, возникает необходимость разграничить понятия «исследуемый объект» и «объект исследования». Первое из них выражает факт наличия некоего фрагмента объективной реальности, привлекающего интерес исследователя. Это «объект в себе». Второе - наше представление о данном фрагменте объективной реальности, которым исследователь руководствуется в своей деятельности и которое, конечно, неизбежно будет изменяться в процессе изучения объекта. Это «объект для нас». Сегодня «объект исследования» - это не эмпирический объект как таковой, а идеализированный эмпирический объект [7, с. 8].
В этом плане нельзя изучать страхование как некий компонент функционирующей экономической системы: мы изучаем его как компонент объективно существующей системы хозяйствования в контексте определенных научных представлений. Поэтому социологический подход к страхованию отличается от экономического объектом исследования: экономисты и социологи изучают один объект, но видят его по-разному [8, с. 19].
Объект исследования изменяется в ходе его изучения. Но изменяется и исследуемый объект. Поэтому определение предмета исследования предполагает рассмотрение объекта (и исследуемого объекта, и объекта исследования) в его динамике, источником которой в социальной сфере выступают воздействия на объект взаимодействующих субъектов. При этом межсубъектные взаимодействия упорядочивают, структурируют отношения как между субъектами, так и между субъектами и объектами их деятельности (объектами, по поводу которых заключаются страховые договоры). Такой подход дает исследователю возможность понять развитие объекта в единстве его объективных и субъективных аспектов. Но он недостаточен для уяснения места и роли изучаемого объекта в более общей системе общественных отношений. Это очень важно иметь в виду при проведении социологических исследований страхования. Экономист может удовлетвориться фактом положительного баланса страхового фонда. Социологу важно понять и объяснить ту роль, которую играет в обществе страховая деятельность. Здесь на первое место выступает исследование структуры и функций страхования в контексте не экономической, а социальной системы общественных отношений [9, с. 229].
С точки зрения социологии страхование можно определить как юридически оформленную структурированную систему отношений между страховщиком
и страхователем, созданную с целью возмещения убытков и минимизации рисков страхователей вследствие наступления определенных событий [10]. Это отражение одной стороны общего определения предмета социологии.
Но страхование - вид бизнеса, целью которого является получение прибыли страховщиком. Возникает некоторый дуализм интересов страховщика и страхователя как вид типично рыночного противоречия интересов производителя и потребителя. Однако достижение цели страховщика - увеличение стоимости страхового бизнеса - создает базу для достижения цели страхователя: чем богаче страховщик, тем больше его возможности возмещения ущерба страхова-телю1. Это и есть социальное партнерство субъектов рыночных отношений в действии.
Таким образом, цель страхования в современном обществе - возмещение ущерба страхователя за счет увеличения стоимости страхового бизнеса как базы возмещения ущерба страхователя и стимулирования активности страховщика [10]. Чем более развиты рыночные отношения, тем выше роль неопределенностей и рисков в жизни индивидов и социальных групп, - так рыночная структура экономических отношений стимулирует поведенческую активность субъектов страхового рынка.
Подобное видение предмета социологического исследования страхования определяет возможность уточнения и конкретизации цели исследования: это анализ социального контекста поведения субъектов страхового рынка, определяющего состояние страховой системы, и ответ на вопрос, в какой степени это состояние соответствует потребностям российского общества, то есть состоянию и динамике социальных структур, образующих контекст развития страхования в современной России.
Поведение субъектов страхового рынка - это вид экономического поведения. На современном этапе развития социологической науки наиболее надежным основанием именно социологического исследования экономического поведения представляется изучение социокультурного пространства современной России и механизмов его трансформации. Интегральной характеристикой состояния культурного пространства, лимитирующего и динамику представлений субъектов о целесообразности того или иного поведения, является менталитет.
Радикальный либерализм как характерная черта российского менталитета, сформировавшаяся исторически за тысячелетия развития нашего общества, не выдержал проверку практикой современной экономической жизни: свободный рынок оказался реальной угрозой всей жизнедеятельности общества, безопасности личности и общества.
С другой стороны, современная экономика оказывается слишком сложной для того, чтобы кто-то мог компетентно и в то же время централизованно ею управлять. Поскольку высшей формой централизованного бюрократического управления является государство, современные экономические практики вызвали кризис государственного патернализма, исторически ставшего другой характерной чертой российского «державного» менталитета.
1 См. результаты социологического исследования «Поведение российских страховых компаний в условиях финансового кризиса» (грант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов).
Веками складывавшаяся установка российского общественного сознания объяснять все проблемы действиями стоящего над людьми и общественными группами государства или воздействием стихийных, неподвластных людям сил создавала основу для утверждения позитивизма как философско-мировоззренческой базы российского менталитета с присущим этому методологическому направлению преклонением перед рациональностью, господствующей над социальными субъектами и детерминирующей их деятельность. Развитие постиндустриального общества не могло не привести к кризису позитивизма и рационализма. Любая ситуация действия в современном мире, и особенно в России, стала восприниматься как неопределенная, а значит и сопряженная с возрастающими рисками.
В сущности, смыслообразующей чертой современного социального поведения в целом, а не только экономического поведения людей становится направленность на рискованность жизнедеятельности, независимо от того, насколько это соответствует объективной реальности или рационалистически обосновывается в процессе формирования и трансформации субъективной реальности факторов. Это ключ к пониманию роли страхования в современном мире вообще, в российском обществе в особенности и роли социального страхования в частности.
Summary
F.R. Zakirov. Insurance as an Object and Topic of Sociological Studies.
The article presents analysis of the specifics of sociological approach to insurance. The notion of insurance is revealed in the article as a research object of sociology. Particular attention is given to insurance behaviour as a type of social behaviour.
Key words: insurance, insurance sociology, subject and object of insurance activity.
Литература
1. Закиров Ф.Р. Страхование и его роль в современном обществе: социально-исторический аспект // Материалы Всерос. науч. конф. «Россия: общество, власть, государство». - Казань, 2008. - Т. 2. - С. 277-281.
2. Закиров Ф.Р. Стабилизация экономики и социальная роль страхования // Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики. - Казань, 2007. - С. 195-197.
3. Россия в цифрах, 2004: Крат. стат. сб. - М.: Федеральная служба гос. статистики, 2004. - 431 с.
4. Силласте Г.Г. Социология страхования. - М.: Фин. акад. при Правительстве РФ, 2001. - 209 с.
5. Силласте Г.Г. Экономическая социология. - М.: Гардарики, 2005. - 383 с.
6. СердюковВ.А. Страховое дело. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. - 478 с.
7. Кравченко С.А., Красиков С.А. Социология риска: полипарадигмальный подход. -М.: Анкил, 2004. - 385 с.
8. Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология. - М.: Изд-во РУДН, 2005. -457 с.
9. Рязанцев И.П., Халиков М.С. Экономическая социология: региональный аспект. -М.: Макс Пресс, 2003. - 396 с.
10. Закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 172-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 1557.
Поступила в редакцию 03.06.09
Закиров Фердинат Равилович - заместитель управляющего регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань.