СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА ИСТОЧНИКА ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Страхование гражданско-правовой ответственности владельца источника повышенной опасности
Маричева А.А.
Маричева Анна Алексеевна /Maricheva Anna Alekseevna - магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Юридический институт, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Аннотация: рассматриваются вопросы страхования гражданской ответственности владельцев источников повышенной опасности. Анализируется состояние действующего в рассматриваемой сфере права России.
Abstract: the issues related with liability insurance of owners abnormally dangerous (of increased danger) items. Provisions of current RF law are analyzed.
Ключевые слова: обязательное страхование, источники повышенной опасности, повышенная опасность для окружающих. Keywords: compulsory insurance, sources of increased danger, increased danger to other.
Страхование ответственности - сравнительно молодая отрасль страхования, которой чуть более 100 лет. Развитие страхования ответственности идет вместе с техническим прогрессом и подкрепляется различными законами и нормативными актами, так как затрагивает практически все сферы жизни. Суть страхования ответственности состоит в том, что страховщик принимает на себя обязательство возместить ущерб, причиненный страхователем третьему лицу или группе лиц. Эта отрасль имеет большое значение как для страхователя, так и для пострадавшего. Если страхователь причинил кому-либо ущерб, то его оплачивает страховая компания, а не сам страхователь. Иногда нанесенный ущерб может составлять значительную сумму и в случае отсутствия надлежащего страхования привести к ухудшению материального положения человека. С другой стороны, страхование гражданской ответственности улучшает шансы потерпевшего, так как при наличии страхования у лица, нанесшего ущерб, потерпевший получит достаточно быстро возмещение от страховой компании [1].
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.
Таким образом, источником повышенной опасности можно считать все опасные производственные объекты, транспортные средства, грузоподъемные механизмы (например, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры) и т.д.
Статья 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта является комплексным правовым институтом, стоящим на стыке гражданского права и экологического права. Безусловно, правомерно рассматривать данное страхование как разновидность имущественного страхования, а именно страхования гражданско-правовой ответственности. Вместе с тем рассматриваемое понятие входит составной частью и в экологическое страхование. Характерно, что в зарубежной практике под экологическим страхованием чаще всего понимают именно страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой [2].
Обязательное страхование данного вида риска, находит выражение в гражданском законодательстве.
На сегодняшний день принято множество правовых конструкций в сфере обязательного страхования ответственности владельца источника повышенной опасности, к таковым можно отнести Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (ред. от 03.02.2014) (ст. 121 «Ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей»); Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (ред. от 20.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014) (ст. 131 «Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами»); Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 31 «Страхование на железнодорожном транспорте общего пользования»).
Специальными нормативными актами в сфере обязательного страхования являются Федеральные законы от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 02.04.2014 г., с изм. от 05.05.2014г.), от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.10.2014).
Одним из основных нормативных актов в области страхования является Закон РФ от 27.11.1992 г. N 4015-1 (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» он содержит аналогичные нормы, однако устанавливает положения, которые должны содержаться в федеральном законе о конкретном виде обязательного страхования (ст. 3). Как видим, статья 15 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 02.07.2013) устанавливает обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
Существование отдельных норм об обязательном страховании, явилось недостаточным для широкого применения данной практики. Законом от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» были решены многие недостатки в механизме применения обязательного страхования рассматриваемой категории риска.
В частности, Законом N 225-ФЗ определены условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации опасного объекта на территории Российской Федерации.
Анализ правовых норм Закона N 225-ФЗ и материалов к нему указывает на то, что основной целью является не проблема
безопасности эксплуатации объектов, а по аналогии с ОСАГО процесс аккумулирования денежных средств в виде страховых премий и иных сопутствующих платежей, взимаемых в пользу страховых компаний.
Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за вред, причиненный авариями при эксплуатации опасных объектов, продиктовано высоким уровнем опасности таких аварий для жизни, здоровья и имущества людей, большими размерами причиняемого материального ущерба. Создание специальной системы обязательного страхования в сфере эксплуатации опасных объектов продиктовано также опытом государственного регулирования опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений большинства зарубежных стран и в Российской Федерации [3].
Таким образом, установленное Законом обязательное страхование в сфере деятельности источников повышенной опасности не только защищает имущественные интересы граждан и юридических лиц, а также имеет стимулирующее направление в социально-экономическом и техническом ракурсах. Признаки такого стимулирования проявляются в оценке страховщиками безопасности эксплуатации опасных объектов по многим параметрам, а также формировании тарифной политики в соответствии с долей вероятности страхового случая.
Следует отметить, что специальными законами, а именно законом от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 02.07.2013) и Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации гидротехнических сооружений и опасных производственных объектов.
Однако, положения Закона N 225-ФЗ имеет ряд исключений, а именно его действие не распространяется на отношения возникающие вследствие:
1) причинения вреда за пределами территории Российской Федерации, а также иных территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;
2) использования атомной энергии;
3) причинения вреда природной среде. Обратим внимание на последние два исключения.
Финансовое обеспечение гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием регулируется Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об использовании атомной энергии». В частности в законе N 170-ФЗ имеется прямое указание на обязанность страховать подобные риски.
Что же касается причинения вреда природной среде, то ст.3 Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает требования для соответствия нормам в области охраны окружающей среды, экологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, так как очевидно, что в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте может быть оказано негативное влияние на указанные сферы.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» предусматривает в ст.79 возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц в полном объеме. Также ст.77 указанного закона устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде.
Анализируя положения рассматриваемых законов мы наблюдаем некоторый правовой пробел. А именно, законом от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» страховым случаем признается лишь наступление гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим. Таким образом, если в результате аварии вред, причиненный окружающей природной среде послужил основанием для причинения вреда здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды, то он подлежит возмещению в рамках действия закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Получается, что компенсация экологического вреда производится в контексте требования об обязательном страховании лишь частично, когда такой вред способствует причинению вреда конкретным потерпевшим. Тут возникает вопрос, каким образом или за счет каких средств должен компенсироваться вред окружающей природной среде? Очевидно, что данная проблема нуждается в разрешении путем принятии специальных норм, касающихся обязательного страхования ответственности за вред причиненный природной среде. Экологическое страхование является важным направлением, так как проблемам охраны окружающей среды в последние десятилетия придается все большее значение.
Таким образом, рассматривая вопросы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев источников повышенной опасности, необходимо учитывать множество особенностей, прямо или косвенно касающихся области соприкосновения с такими источниками.
Литература
1. Страхование: Учебник / под ред. Т.А.Федоровой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2004, с.574
2. Исмаилова Г.М. Проблемы страхования гражданско-правовой ответственности предприятий // Юрист. 2003. N 5. [Справочно-правовая система КонсультантПлюс].
3. Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (Кирилловых А.А.) («Адвокат», 2011, N 1) [Справочно-правовая система КонсультантПлюс].
4. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (ред. от 20.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014).
5. Закон РФ от 27.11.1992 г. N 4015-1 (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ.в силу с 01.09.2014) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
6. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (ред. от 03.02.2014).
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина».
8. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды».
9. Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
10. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
11. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
12. Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О безопасности гидротехнических сооружений».
13. Федеральный закон от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 02.04.2014 г., с изм. от 05.05.2014г.).
14. Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об использовании атомной энергии».
15. Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».